29 февраля 2024 года состоялось заседание Комитета по вопросам грузовых перевозок Совета потребителей, на котором рассматривались
предложения ОАО «РЖД» по вопросу внесения изменений в Правила перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом в части перегрузки.
В мае 2023 года ОАО «РЖД» уже предлагало дополнить Федеральный закон от 10.01.2003 г. №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» статьей, содержащей порядок перегрузки грузов в пути. Предложенные изменения были рассмотрены на заседании Комитета по вопросам грузовых перевозок Совета потребителей 24.05.2023 г., на котором члены и эксперты Комитета отметили низкую актуальность проблемы и возможное дублирование предложений с действующими нормативными актами в части перегрузки опасных грузов и международной перевозке грузов по СМГС. По результатам обсуждения члены и эксперты Комитета рекомендовали ОАО «РЖД» представить дополнительные обосновывающие материалы и проработать возможность регулирования вопроса на уровне подзаконного акта.
В феврале 2024 года ОАО «РЖД» подготовило более детализированный порядок перегрузки грузов в пути и предложило закрепить его в приказе Минтранса России от 27 июля 2020 г. № 256.
На заседании Комитета представитель ОАО «РЖД» мотивировал необходимость внесения изменений отсутствием вагонного парка у перевозчика и необходимостью компенсации расходов перевозчика со стороны грузоотправителя при выполнении перегрузки силами перевозчика. К моменту проведения заседания Комитета статистика, подтверждающая актуальность проблемы ОАО «РЖД», не представлена.
При этом по данным СОЖТ за 2022 год и начало 2023 года было выполнено 323 перегруза на около 30 млн вагоноотправок, что составляет порядка 0,001%. Члены и эксперты Комитета отметили сложившуюся положительную практику взаимодействия перевозчика и операторов железнодорожного подвижного состава по вопросу замены вагонов для перегруза, включая незамедлительное электронное информирование владельца вагона.
В ходе обсуждения участниками было повторно отмечено, что вопросы перегрузки грузов при перевозке опасных грузов, а также при международных перевозках по СМГС уже определены действующими нормативными актами.
По результатам обсуждения члены и эксперты Комитета отметили, что вопросы, отраженные в протоколе Комитета от 24.05.2023 г. в адрес законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон от 10.01.2003 г. №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», сохраняют актуальность и в отношении рассматриваемого проекта изменений в приказ Минтранса России от 27 июля 2020 г. № 256.
Дополнительно члены и эксперты Комитета предложили рассмотреть возможность возложения обязательств по перегрузке грузов в пути следования на перевозчика с последующей компенсацией затрат виновным лицом.
По результатам обсуждения с участием представителей Минтранса России и Росжелдора члены и эксперты Комитета решили рекомендовать ОАО «РЖД»:
- подготовить дополнительное обоснование необходимости закрепления порядка перегрузки грузов в пути;
- актуализировать статистику по перегрузке за 2023 год, в том числе по видам подвижного состава с выделением полувагонов;
- оценить потери ОАО «РЖД», связанные с перегрузкой грузов в пути следования.
1965