Комитет по грузоперевозкам Совета потребителей рассмотрел предложения ОАО «РЖД» о внесении изменений в нормативную правовую базу

Комитет по грузоперевозкам Совета потребителей рассмотрел предложения ОАО «РЖД» о внесении изменений в нормативную правовую базу

28 сентября 2023

12 и 28 сентября 2023 года состоялись заседания Комитета по вопросам грузовых перевозок Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» и его ДЗО, на которых рассматривались предложения ОАО «РЖД» о внесении изменений в нормативную правовую базу, касающихся повышения размера штрафов участников перевозочного процесса за невыполнение заявок на перевозку грузов, закрепления критериев отказа перевозчика от согласования заявок на перевозку грузов, а также установления ответственности грузоотправителей за ненадлежащую подготовку сыпучих грузов к перевозке в зимний период.

О предложениях ОАО «РЖД» о внесении изменений в нормативную правовую базу, касающихся повышения размера штрафов участников перевозочного процесса за невыполнение заявок на перевозку грузов (в статью 94 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»).
На заседании Комитета заместитель председателя Совета потребителей С.Ю. Нарышкин проинформировал участников о поручении Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова о рассмотрении обращения генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» О.В. Белозерова и подготовке согласованных предложений по решению вопросов, указанных в обращении. Одним из вопросов в обращении отмечена необходимость повышения эффективности использования железнодорожной инфраструктуры путем исключения «перезаявок» грузоотправителей.
Для этого ОАО «РЖД» предлагает увеличить размер штрафа за невыполнение перевозчиком, грузоотправителем принятой заявки на перевозку грузов, который в настоящее время, согласно статье 94 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, составляет 10 рублей за каждую непогруженную тонну груза и от 50 до 200 рублей за каждый непогруженный контейнер.
Поскольку норма была введена в 1998 году и до настоящего времени размер штрафа не изменялся, предлагается проиндексировать размер штрафа в 17 раз с учетом уровня накопленной с 1998 года инфляции.

Представитель ЦФТО ОАО «РЖД» отметил следующее:
- законопроект инициирован компанией в соответствии с решением совета директоров ОАО «РЖД»;
- по данным ОАО «РЖД» неисполнение заявок составило 171 млн тонн в год, в том числе по причинам, независящим от перевозчика, – 130 млн тонн в год;

Представитель Минэнерго России отметил, что министерство не поддерживает законопроект в представленной редакции по следующим причинам:
- к законопроекту не представлены обоснование целесообразности и размера увеличения штрафов, а также прогнозные оценки последствий реализации законопроекта для грузоотправителей с учетом текущих ограничений и неустойчивости экономической конъюнктуры;
- отсутствует анализ применения перевозчиком действующих норм, предусматривающих ответственность грузоотправителя и их достаточности/недостаточности;
- размер штрафа при невыполнении принятой заявки на перевозку сыпучих грузов (песка, щебня и т.д.) может превысить половину стоимости грузов;
- не соблюдается принцип соразмерности и зеркальности ответственности грузоотправителя и перевозчика, в том числе установление ответственности перевозчика за отказ от приема и исполнения заявки на перевозку по причинам, не зависящим от грузоотправителя.

По итогам обсуждения членами и экспертами Комитета отмечено следующее:
1. Целесообразно получить подробный анализ причин неисполнения заявок (130 млн тонн) с разбивкой по кодам неисполнения, видам грузов и типам подвижного состава;
2. Учитывая, что инфраструктура ОАО «РЖД» заполнена на 98 процентов (по статистике ОАО «РЖД»), то предлагаемое изменение приведет к повышению взимаемых компанией штрафов с грузоотправителей и незначительно отразится на росте перевозок грузов;
3. Повышение исполнительской дисциплины участников перевозочного процесса целесообразно достигать через совершенствование совместной работы и улучшение процесса планирования.

По итогам рассмотрения указанного вопроса было решено отметить, что Комитет не поддерживает законопроект в представленной редакции.

О предложениях ОАО «РЖД» о внесении изменений в нормативную правовую базу, касающихся закрепления критерия отказа перевозчика от согласования заявок на перевозку грузов в случае превышения перерабатывающей способности железнодорожных путей необщего пользования и вместимости мест погрузки/выгрузки грузов на станциях назначения.
Перечень критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки на перевозку грузов, утвержден приказом Минтранса России от 6 сентября 2010 г. № 192.

Представитель ОАО «РЖД» отметил, что текущие критерии (и в частности п.10 непревышение объема груза, иных параметров железнодорожной перевозки пропускных способностей участков инфраструктуры и (или) перерабатывающих способностей станций по маршруту следования груза) относятся только к инфраструктуре общего пользования и неприменимы к путям необщего пользования. Введение новых критериев необходимо для повышения эффективности перевозок и корректности учета.

Представитель Минэнерго России сообщил, что позиция еще не согласована.

Члены и эксперты Комитета отметили, что вопрос рассматривался на заседании Комитета 24.05.2023 г., по итогам которого была сформирована и направлена в Минтранс России позиция (протокол Комитета от 24.05.2023 г. №03/2023-КГП). Комитет отмечал, что:
1. Применение предлагаемого критерия непрозрачно, особенно в части вместимости мест погрузки-выгрузки грузов на станции назначения. Например, перевозчик, ориентируясь на нормативный срок доставки с учетом срока действия заявки, будет отказывать в согласовании заявки, в то время как на фактическую дату доставки грузов на путях необщего пользования оператора морского терминала может не возникать превышение объема груза перерабатывающих способностей или вместимости железнодорожных путей необщего пользования.
2. Предлагаемый критерий поглощается критерием отказа по причине недостаточности пропускных и провозных способностей инфраструктуры. Перевозчик при согласовании заявки учитывает возможности пропускных способностей инфраструктуры и перерабатывающих способностей железнодорожных станций по маршруту следования груза и также имеет возможность отказать в согласовании заявок по причине недостаточных пропускных способностей.
3. Внесение изменений в перечень представляется избыточным в связи с наличием возможности несогласования заявок у владельца инфраструктуры необщего пользования. Согласно ст.11 Устава владелец путей необщего пользования согласует заявку до подачи ее перевозчику и вправе отказать в ее согласовании. Кроме того, Условие о непревышении перерабатывающих способностей устанавливается в договорах на эксплуатацию путей необщего пользования и в договорах об организации работы по обеспечению перевалки грузов в морском порту.
Члены и эксперты Комитета отметили, что новая редакция документа не поступала и ранее представленная в Минтранс России позиция является актуальной.

Дополнительно члены и эксперты Комитета отметили, что:
- в соответствии с ст.11 Устава и Правилами приема заявок заявка на перевозку груза ГУ-12 согласовывается владельцами путей необщего пользования и может быть не согласована ими в случае превышения возможностей инфраструктуры;
- целесообразно разработать порядок (методику) расчета перерабатывающих способностей путей необщего пользования, а также внесения изменений в договоры подачи-уборки и эксплуатации.

По итогам рассмотрения вопроса было решено рекомендовать Совету потребителей направить запрос в Минтранс России и ОАО «РЖД» для получения комментариев в части обоснования целесообразности установления вышеназванных критериев отказа в перевозке и снижения (исключения) рисков для грузоотправителей, отмеченных членами и экспертами Комитета, а также предложить Минтрансу России подготовить и нормативно закрепить порядок и методику расчета перерабатывающих способностей путей необщего пользования.

О предложениях ОАО «РЖД» о внесении изменений в нормативную правовую базу, касающихся установления ответственности грузоотправителей за ненадлежащую подготовку сыпучих грузов к перевозке в зимний период.
В настоящее время перевозки смерзающихся грузов железнодорожным транспортом регламентированы приказом МПС России от 5 апреля 1999 г. № 20Ц «Об утверждении Правил перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте».
На заседании Правительственной комиссии по транспорту и комиссий Госсовета Российской Федерации по направлениям «Энергетика» и «Транспорт» 7 октября 2022 года поручено проработать методы профилактики смерзаемости угольной продукции, определить направления и условия, при которых такая профилактика будет применяться, представить предложения о преимущественной погрузке угля в период его смерзания.

На заседании Комитета 12.09.2023 г. был представлен проект изменений в приказ Минтранса России от 28 июня 2021 г. № 212 (Правила перевозки грузов насыпью и навалом), подготовленный Минтрансом России во исполнение вышеуказанного поручения, который предлагает:
1. Повысить ответственность грузоотправителя за смерзаемость грузов в процессе перевозки.
2. Отменить приказ МПС России от 5 апреля 1999 г. № 20Ц, поскольку он не учитывает изменения, произошедшие после 2003 года (год создания ОАО «РЖД»), и содержит профилактические меры, выполнение которых в полной мере, по мнению разработчика, не исключает смерзание грузов в процессе перевозки в холодные периоды года.

Представитель Минэнерго России отметил, что представленный проект приказа не содержит методов профилактики смерзаемости угольной продукции, не определяет направления и условия применения профилактики, и, следовательно, не решает поставленных в Поручении задач.

В ходе обсуждения на заседании члены и эксперты Комитета отметили, что вопрос неоднократно рассматривался (например, на заседании Комитета 09.02.2022 г.). При этом важно отметить, что в решении проблемы смерзаемости грузов заинтересованы все участники перевозочного процесса: грузоотправители, грузополучатели и перевозчик. В то же время предлагаемые изменения в Правила перевозок грузов насыпью и навалом не содержат механизма, решающего проблему.

20 сентября 2023 года Минтранс России подготовил новую редакцию документа, в которой был учтен ряд ранее озвученных предложений Комитета.
По мнению членов и экспертов Комитета, важно дополнить, что меры по профилактике смерзания должны быть достаточны «в период срока доставки, указанного в графе транспортной железнодорожной накладной при приеме груза к перевозке» в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 7 августа 2015 г. № 24512. Данная редакция позволит избежать споров в случае заключения между перевозчиком и грузоотправителем договоров о продлении сроков доставки груза и в иных случаях пересчета срока доставки.

В части увеличения ответственности грузоотправителя за искажение сведений в железнодорожной транспортной накладной
Предложение об увеличении ответственности грузоотправителя за искажение сведений в железнодорожной транспортной накладной, установленной статьей 98 Устава, не может быть поддержано по следующим основаниям:
1. В проекте приказа предусмотрено, что смерзание груза в пределах срока доставки (при нарушении сроков) является основанием для возникновения ответственности грузоотправителя за искажение сведений, указанных в транспортной железнодорожной накладной о грузах, их свойствах в соответствии со статьей 98 Устава.
При этом факт обнаружения смерзания грузов не свидетельствует однозначно о непринятии грузоотправителем достаточных профилактических мер против смерзания грузов и, соответственно, не может служить доказательством факта искажения сведений в железнодорожной транспортной накладной и вины грузоотправителя;
2. Не соблюдается принцип взаимной и равной ответственности участников перевозочного процесса.
Размер предлагаемой ответственности грузоотправителя в виде штрафа, равного пятикратной плате за перевозку грузов, необоснованно высок.
Сейчас средний тариф на перевозку угля из Кузбасса в адрес портов Находкинского узла составляет 134 тыс. руб./вагон. В случае смерзания груза штрафные санкции для грузоотправителя без учета его вины могут составить 670 тыс. руб./вагон или 9 600 руб./тонну. При этом ответственность перевозчика за нарушение сроков доставки грузов согласно ст. 97 Устава, применяемой только в случае, если перевозчик не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных ч. 1 ст. 29 Устава обстоятельств, составляет 6% от провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более 50% тарифа, то есть максимальные пени перевозчика составят порядка 67 тыс. руб./вагон.
3. Предлагаемая конструкция правовой нормы п. 12 (2) проекта Правил предполагает, что наступление ответственности грузоотправителя перед перевозчиком зависит от действий грузополучателя.
Сейчас уже установлена договорная ответственность грузоотправителя, допустившего смерзание перед портами (иными грузополучателями), операторами и т.п., при которой штраф имеет экономическое содержание и компенсационный характер.
Перевозчик, правом которого является заявить/или не заявить о смерзании грузов, не является пострадавшей стороной в отношениях между грузоотправителем, грузополучателем и владельцем грузового вагона в части урегулирования вопросов смерзания грузов и не должен быть взыскателем штрафа.
Таким образом, эксперты отмечают неприменимость ст. 98 Устава к ответственности грузоотправителя, несоразмерность и отсутствие зеркальности ответственности грузоотправителя и перевозчика, а также отсутствие оснований ее наступления и применения.

В части предложений по предотвращению смерзаемости грузов в пути следования
Для предотвращения смерзаемости грузов в пути следования и снижения рисков увеличения расходов грузоотправителей члены и эксперты Комитета предложили:
(1) установить для перевозчика нормативное время приема груженых вагонов к перевозке;
(2) обеспечить соблюдение перевозчиком нормативного срока доставки;
(3) установить нормативный срок уборки порожних вагонов на железнодорожные пути общего пользования (с целью освобождения путей для подачи груженых вагонов);
(4) обеспечить ритмичность подвода вагонов без сгущения и недопущение «бросания» поездов (вагонов) в пути следования.

По итогам рассмотрения данного вопроса Комитетом отмечено, что проект Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом насыпью и навалом (редакция от 20.09.2023 г.) требует доработки с учетом указанных комментариев членов и экспертов Комитета, в том числе исключения увеличения ответственности грузоотправителя за искажение сведений в железнодорожной транспортной накладной. Совету потребителей рекомендовано направить позицию в Минтранс России.
472

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма