Комплексные изменения в Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации

Комплексные изменения в Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации

20 июля 2023

20 июля 2023 года на заседании Комитета по вопросам грузовых перевозок в рамках обращения ФАС России рассматривался проект изменений в Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», который предусматривает внесение изменений в статьи 11, 12, 18, 25, 94(1), 100.

Представитель Минтранса России Е.А. Беззубова отметила, что законопроект находится на стадии обсуждения и позиция Минтранса России по нему пока не сформирована.
Представитель ОАО «РЖД» А.В. Васильев указал, что компания направила обращение генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» О.В. Белозерова на имя Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова с позицией в части повышения размера штрафа грузоотправителей за неисполнение заявки на перевозку (ст.94 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации). В отношении иных предложений, содержащихся в законопроекте, имеются замечания (к заседанию Комитета не были представлены) и требуется их отдельное рассмотрение.

По итогам обсуждения вопроса члены и эксперты Комитета отметили следующее.
Законопроект имеет комплексный характер и направлен на введение новых сборов и штрафных санкций для грузоотправителей (статьи 11, 12, 18, 25, 94(1) Устава).
При этом введение новых сборов и штрафных санкций несет риски дополнительных расходов и роста транспортных затрат грузоотправителей, что негативно отразится на экономике промышленных предприятий.
По мнению членов и экспертов Комитета, вопрос о введении новых сборов и штрафных санкций необходимо рассматривать с учетом их влияния на повышение качества услуг ОАО «РЖД» для грузоотправителей, рост объема перевозок (в т.ч. на лимитирующих направлениях), увеличение провозных и пропускных способностей, сокращение сроков оборота вагона, снижение издержек (расходов) перевозчика – ОАО «РЖД» или операторов. В представленных материалах такой анализ отсутствует.

В части введения сбора за соблюдение даты и графика предоставления грузов к перевозке

В действующей редакции статьи 11 Устава предусмотрен сбор с грузоотправителей за внесение изменений в принятые заявки за изменение станций отправления или перераспределение грузов по станциям назначения.
В законопроекте предлагается ввести дополнительный сбор за изменение в принятой перевозчиком заявке даты погрузки или графика предъявления груза к перевозке независимо от вины грузоотправителя.
Члены и эксперты Комитета отмечают, что сейчас изменение графика подач ГУ-12 осуществляется без взимания сбора, исходя из оперативной ситуации на инфраструктуре, времени разгрузки и подготовки порожних вагонов и других производственных факторов (например, из-за технических ошибок при автоматическом согласовании заявок в системе перевозчика ЭТРАН или занятости приемо-отправочных путей).
В текущих условиях неопределенной рыночной конъюнктуры, геополитической нестабильности, беспрецедентного санкционного давления, сложностей с фрахтованием судов и непредсказуемости грузопотоков грузоотправителям при подаче заявок практически невозможно на месяц вперед спланировать конкретные даты отгрузок и скоординировать работу производства и продаж.

В связи с изложенным члены и эксперты Комитета считают, что предлагаемые изменения приведут к увеличению транспортных расходов грузоотправителей.

В части изменений в ст.100 Устава
В действующей редакции статьи 100 Устава предусмотрена ответственность перевозчика за задержку приема с железнодорожных путей необщего пользования:
- груженых вагонов перед грузоотправителем;
- порожних вагонов перед грузополучателем.

Ответственность перед владельцем путей необщего пользования, чьи пути занимают груженые или порожние вагоны, и который фактически несет расходы из-за дополнительного простоя вагонов, не предусматривается. При этом оплата дополнительного простоя вагонов на путях необщего пользования может регулироваться в рамках договоров между грузоотправителем, грузополучателем и владельцем путей необщего пользования.
В новой редакции статьи 100 Устава предлагается ограничить ответственность перевозчика только в части груженых вагонов (за задержку приема груза к перевозке) и исключить ответственность за прием порожних вагонов. Ответственности перевозчика перед владельцами путей необщего пользования не возникает.

По мнению членов и экспертов Комитета, представленная редакция ст.100 Устава снижает мотивацию перевозчика к вывозу порожних вагонов с путей необщего пользования в установленные сроки. При этом несвоевременная уборка порожних вагонов может приводить к нарушению технологии функционирования предприятия промышленного железнодорожного транспорта.

По итогам заседания было отмечено, что Комитет не поддерживает принятие представленного комплексного законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в текущей редакции.
388

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма