Заседание тарифного Комитета по предложениям ОАО «РЖД», направленным на повышение эффективности использования грузового подвижного состава

Заседание тарифного Комитета по предложениям ОАО «РЖД», направленным на повышение эффективности использования грузового подвижного состава

18 июня 2019

18 июня 2019 года состоялось заседание Комитета по вопросам тарифного регулирования Совета потребителей, на котором были рассмотрены предложения ОАО «РЖД» по реализации тарифных мер, направленных на повышение эффективности использования грузового подвижного состава, разработанные в соответствии с п. 4 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 12.04.2019 г. № ДМ-П6-21пр.

ОАО «РЖД» предлагает изменить расчет тарифа на порожний пробег для полувагонов, изменив коэффициент к базовому тарифу с 0,6 до 0,53, применяемый на всех расстояниях перевозки, и увеличить с 0,42 до 0,63 дополнительный коэффициент за расстояние, превышающее 1200 км. Это приведет к снижению тарифов на порожний пробег полувагонов на расстояния до 2400 км в среднем на 12% и повышению на 15% на расстояния свыше 2400 км.
По мнению ОАО «РЖД» данная инициатива будет стимулировать операторов грузовых вагонов искать попутный груз на длинных плечах порожнего возврата, что в целом повысит эффективность работы парка на сети ОАО «РЖД» и приведет к снижению стоимости предоставления подвижного состава.
В качестве дополнительной меры ОАО «РЖД» предлагает установить коэффициент 0,95 к тарифам на порожний пробег универсальных полувагонов (5% скидка), следующих под погрузку по заявкам, оформленным через электронную торговую площадку «Грузовые перевозки» ОАО «РЖД» (ЭТП ГП). Источником финансирования скидки могут выступать дополнительные доходы от изменения тарифов на порожний пробег.
ОАО «РЖД» отмечает, что обе меры нужно рассматривать в комплексе, поскольку данная скидка позволяет ограничить рост тарифной нагрузки при перевозках на расстояния больше 2400 км.

Изменение тарификации порожнего пробега полувагонов в зависимости от расстояния.

Поручение Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева, во исполнение которого сформировано предложение ОАО «РЖД», было дано в контексте обсуждения вопроса по обеспечению грузовым подвижным составом строительных грузов (в частности щебня), используемых для реализации национальных проектов.

Представители строительной отрасли, участвующие в заседании Комитета, отметили существенный рост транспортных затрат за последние 5 лет и высказались за поддержку предложений ОАО «РЖД» для снижения стоимости перевозки. Членами Комитета, однако, было отмечено, что на текущий момент недостатка предложений на предоставление вагонов для вывоза строительных грузов не наблюдается. Перевозка строительных грузов снижается по причинам, не зависящим от перевозчика и операторов вагонов.

Члены Комитета и эксперты указали на следующие риски принятия предложений ОАО «РЖД» для экономики грузоотправителей-экспортеров:

- объем грузовой базы на Дальнем Востоке для транспортировки в западном направлении ограничен, что делает невозможной попутную загрузку полувагонов после их возврата из-под угля, металлов, руды и других грузов, экспортируемых через порты Дальнего Востока.
В таких условиях предлагаемое увеличение стоимости порожнего пробега на дальние расстояния приведет к росту стоимости предоставления полувагонов и, как следствие, увеличению тарифной нагрузки на грузоотправителей.

- предложенное изменение тарифов не предусмотрено параметрами долгосрочной индексации и ДПР ОАО «РЖД» до 2025 г.
По мнению членов Комитета и экспертов предлагаемое изменение тарификации порожнего пробега может негативно отразиться на экономике грузоотправителей с длинными транспортными плечами, в первую очередь – это экспортные перевозки угля, руды и металлов (средняя дальность экспортных перевозок >2900 км), и позитивно для внутренних перевозок, в частности строительных грузов (средняя дальность внутренних перевозок ~1300 км).
При этом максимальный рост тарифа на дальние расстояния (6 тыс. км) составит до 21% и снижение на короткие расстояния до 13%. Средневзвешенное снижение тарифа (с учетом структуры перевозок) на расстояние до 2400 км составит 10%, средневзвешенный по объемам перевозок рост на расстояние свыше 2400 км – 8%.
По предварительным оценкам изменение тарификации порожнего пробега полувагонов может принести ОАО «РЖД» потенциально 4,5-5,5 млрд. руб. дополнительных доходов в год, что означает сопоставимое увеличение расходов для остальных участников рынка.

- с учетом ухудшения конъюнктуры на мировом угольном рынке и снижения платежеспособности угольных компаний дополнительная тарифная нагрузка может привести к сокращению объемов добычи угля и, соответственно, погрузки.
Падение цен на уголь в Европе (на ~40% с начала года, ~50% по сравнению с июнем прошлого года) привело к отрицательной доходности экспорта в данный регион и, как следствие, замедлению темпов погрузки на западном и южном направлениях. Это отразилось на общей погрузке угля – в апреле она впервые с начала года снизилась на 1,3%, а в мае зафиксирован 0% рост.

Члены Комитета и эксперты также отметили, что для формирования полноценной позиции по данному предложению необходимо получить комментарии ОАО «РЖД» о целевых показателях, которые планируется достичь в результате его реализации (например, на сколько планируется снизить порожний пробег) и оценку:
- влияния предложения на экономику участников перевозочного процесса (ОАО «РЖД», грузоотправителей, операторов);
- на какие виды грузов, на каком расстоянии перевозки и в каком объеме придется увеличение затрат на порожний пробег, а для каких видов грузов и расстояний тарифная нагрузка снизится;
- возможную попутную загрузку (виды грузов и объемы) при возврате вагонов с основных экспортных направлений;
- изменения оборачиваемости вагона в случае отклонения от основных маршрутов для погрузки строительных и других грузов. На сколько может увеличиться время возврата вагона в исходную точку отправки?
- влияния применения предложенной тарификации порожнего пробега на стоимость предоставления полувагонов и операторских услуг;
- объема возможного снижения погрузки угля (основной вид груза, перевозимого в полувагонах на расстояниях свыше 2400 км) в случае дополнительного роста затрат на порожний пробег на фоне ухудшения конъюнктуры на мировом угольном рынке.

Применение понижающего коэффициента 0,95 на порожний пробег полувагонов, оформленных через ЭТП ГП.

По мнению членов Комитета и экспертов реализация данного предложения несет ряд рисков, а его эффективность может быть ограничена:
- инициатива предполагает предоставление преференции только для единственного юридического лица (ООО «Цифровая логистика» - оператор ЭТП ГП, является зависимым обществом ОАО «РЖД») и не распространяет их на другие площадки по работе с грузовым ПС, что создает условия для формирования монополии в сегменте, где могут работать конкурентные механизмы;
- часть грузоотправителей могут формально перейти на работу через ЭТП ГП для получения скидки без оптимизации порожнего пробега, что приведет к прямым потерям ОАО «РЖД»;
- в ДПР ОАО «РЖД» не предусмотрены источники финансирования такой скидки, что может привести к дефициту средств для финансирования инвестиционной программы. Для компенсации возможных потерь компании может потребоваться увеличение тарифной нагрузки на других грузоотправителей, что противоречит долгосрочной тарифной модели;
- возможное снижение стоимости перевозки (через снижение затрат на порожний пробег) может быть ограниченным, поскольку функционал площадки не позволяет заключать долгосрочные договора (от года), на которые приходится основной объем ж/д перевозок;
- существующая технология работы ЭТП ГП предполагает адресное управление вагоном, который привязывается к конкретной заявке, размещенной на площадке. При этом технология погрузки вагонов крупными грузоотправителями, работающими по прямым договорам с операторами, предполагает «обезличенность» вагонов относительно заявок на перевозку – их погрузка осуществляется по мере прибытия на станцию, без привязки конкретных вагонов к конкретной заявке. Массовая переориентация заказа вагонов через ЭТП ГП может привести к технологическим сбоям, т.к. потребует проведения дополнительной маневровой работы на станциях погрузки;
- функционал ЭТП ГП разрабатывался для охвата малых и розничных грузоотправителей. Опыт работы с большим массивом заявок на этой площадке до настоящего момента отсутствует. Передача большого пула заявок в информационную систему в случае введения понижающего коэффициента может привести к технологическим сбоям и создает риски бесперебойности перевозочного процесса.

В связи с поступившими комментариями ОАО «РЖД» о том, что доля порожнего пробега вагонов, размещенных на ЭТП ГП ниже, чем вне ЭТП ГП, члены Комитета и эксперты попросили также пояснить методологию данного сравнения, в частности параметры, которые использовались при расчете порожнего пробега в первом и во втором случаях: виды отправок и их дальность, виды подвижного состава, виды грузов, период времени, за который производилось сравнение и т.д.

На заседании Комитета от членов Комитета и экспертов поступило три альтернативных предложения в части формирования позиции Совета потребителей по рассмотренным вопросам:
1) поддержать предложения ОАО «РЖД»;
2) отразить в экспертном заключении, что Совет потребителей не поддерживает инициативы ОАО «РЖД», поскольку они несут риски для участников железнодорожного рынка, не решая задачу по повышению эффективности парка полувагонов;
3) отразить в экспертном заключении перечень вопросов, сформированных по итогам состоявшегося обсуждения и поступивших мнений членов Совета потребителей, без проработки которых невозможно оценить влияние инициатив ОАО «РЖД» на экономику всех участников рынка железнодорожных перевозок и, соответственно, приемлемость предлагаемых изменений.

Позиция Совета потребителей по указанным вопросам будет сформирована в ближайшее время на заседании Совета потребителей.
429

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма