Заседание Комитета по вопросам грузовых перевозок по вопросам приоритетного доступа, Правилам перевозок грузов в контейнерах и изменениям в ст.104, 105 Устава

Заседание Комитета по вопросам грузовых перевозок по вопросам приоритетного доступа, Правилам перевозок грузов в контейнерах и изменениям в ст.104, 105 Устава

27 июня 2019

27 июня 2019 г. состоялось заседание Комитета по вопросам грузовых перевозок Совета потребителей, на котором обсудили вопросы приоритетного доступа к услугам естественных монополий для транспортировки товаров, реализованных на биржевых торгах, а также изменения в Правила перевозки грузов в контейнерах и изменения в ст.104 и 105 Устава железнодорожного транспорта.

Вопросы установления приоритетного доступа к услугам естественных монополий для транспортировки товаров, реализованных на биржевых торгах, в разрезе товарных рынков и с учетом ранее установленных приоритетов доступа, в том числе к услугам железнодорожного транспорта, реализованных на биржевых торгах, обсуждались в рамках запроса ФАС России и во исполнение п. 1 раздела I «Плана мероприятий по системному развитию организованных торгов на товарных рынках, формированию рыночных цен на ключевые группы товаров, привлечению хозяйствующих субъектов к участию в биржевых торгах», утвержденного Министром финансов Российской Федерации А.Г. Силуановым 27.05.2019 г.

Члены Комитета не поддержали введение приоритетного доступа к грузовым перевозкам по инфраструктуре общего пользования, в том числе установление приоритета для перевозок товаров, реализованных на биржевых торгах.

Деятельность железнодорожного транспорта строится на основе жесткого планирования и нормирования для повышения эффективности технологических процессов, сокращения расходов, увеличения провозных способностей. Железнодорожный транспорт общего пользования интегрирован в производственную и коммерческую деятельность предприятий практически всех отраслей российской промышленности. Важнейшее значение имеет соблюдение единых технологических процессов, своевременность, ритмичность и бесперебойность перевозок. Технологическая и экономическая эффективность перевозок зависит от количества маршрутных отправок, использования «закольцованных» маршрутов, своевременной доставки порожних вагонов под погрузку.
В условиях наличия участков инфраструктуры с ограниченной пропускной способностью любое нарушение в производственной цепочке может привести к сбою. Резервирование ниток графика под приоритетную перевозку может привести к дополнительному снижению пропускной способности инфраструктуры. Таким образом, введение любых приоритетов создает риски ухудшения технологии и экономики перевозок.

Регулирование деятельности естественных монополий, в соответствии с законодательством Российской Федерации, направлено на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.
Одним из основных принципов, позволяющих обеспечить баланс интересов различных групп потребителей, является принцип недискриминационного доступа к услугам естественных монополий. Нарушение этого принципа и создание дискриминационных условий для тех или иных потребителей, в том числе в целях стимулирования развития отдельных рынков, отраслей или механизмов торговли, вводит искусственные ограничения для иных участников рынка, реализующих товары на основе прямых договоров и/или через ведущие зарубежные товарные биржи, специализирующиеся на отдельных видах товаров.

Согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» государственным органам запрещено давать хозяйствующим субъектам обязательные указания о заключении в приоритетном порядке договоров и создавать дискриминационные условия. Предоставление приоритетного доступа противоречит антимонопольному законодательству, принципам публичности перевозок по инфраструктуре общего пользования (ст. 426 ГК РФ), положениям отраслевых законов, регулирующих деятельность железнодорожного транспорта.

Также нет оснований полагать, что введение приоритетов перевозки грузов, реализованных на биржевых торгах, привлечет больше грузов на железную дорогу. Объем грузовых перевозок железнодорожным транспортом характеризуются стабильностью. Объемы погрузки нефти, нефтепродуктов и черных металлов в течение 2005-2018 годов характеризуются устойчивостью, прирост погрузки достигается за счет каменного угля. Планирование перевозок осуществляется на основе согласованных производственных планов и долгосрочных договоров на организацию перевозок для крупнейших грузоотправителей. Услуги по предоставлению вагонов, являющихся неотъемлемой частью перевозок грузов, реализуются на высококонкурентном рынке операторских услуг. Указанный рынок также характеризуется наличием долгосрочных договоров и устойчивых хозяйственных связей.

Что касается ранее установленных приоритетов доступа Комитет отметил, что в настоящий момент отсутствуют установленные приоритеты доступа к услугам естественных монополий для транспортировки товаров, реализованных на биржевых торгах. При предоставлении услуг по транспортировке товаров реализуется принцип недискриминационного доступа: обеспечение для любых лиц равных условий доступа к услугам при наличии технической возможности.

В части реализации услуг железнодорожного транспорта на биржевых торгах члены Комитета отметили, что в отличие от транспортировки углеводородов трубопроводным транспортом грузы на железной дороге являются индивидуально-определенными, в ходе перевозки они не обезличиваются. Это же касается вагонов. В ходе перевозки возникает значительное количество событий, имеющих организационное и юридические значение, нет жесткого срока доставки – только период, который может сокращаться или увеличиваться в зависимости от фактических обстоятельств перевозки. Таким образом, каждая корреспонденция груза является индивидуальной и не может быть стандартизована.
Система железнодорожных грузовых перевозок не может гарантировать приоритетной доставки каждому лоту товаров, а перевозка грузов железнодорожным транспортом не обладает признаками, характерными для биржевого товара и, соответственно, услуги железнодорожного транспорта не могут быть реализованы на биржевых торгах.

Таким образом, установление приоритетного доступа к услугам естественных монополий для транспортировки товаров, реализованных на биржевых торгах, создает риски разбалансировки системы грузового железнодорожного транспорта, снижения пропускных и провозных способностей инфраструктуры, роста тарифов и является дискриминационным для грузоотправителей, реализующих товары по внебиржевым контрактам.

На заседании Комитета также был рассмотрен проект приказа Минтранса России «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в контейнерах и порожних контейнеров», размещенный на сайте regulation.gov.ru (ID проекта 02/08/05-19/00091560), и предполагающий издание единого нормативного акта, регулирующего осуществление таких перевозок.
Члены Комитета отметили, что проект требует уточнения понятий и устранения недостатков, допущенных в ходе его доработки.

Так, гармонизация перечня типов контейнеров с Прейскурантом №10-01 выполнена путем исключения из Правил приложения 1, содержащего перечень типов контейнеров. Поскольку действующие правила перевозок грузов содержат информацию о типах и родах подвижного состава, а также типах контейнеров, исключение приложения 1 из Правил нецелесообразно.

В новой редакции проекта Правил отсутствует определение понятия «контейнер». Члены Комитета отметили необходимость внесения в п.5 проекта Правил полного определения контейнера, так как контейнер отличается от обычной тары, проходит установленные стандартами испытания и получает сертификат, что подтверждается табличкой на его борту, а также указания в приложениях формы табличек (КБК и КТК), которые фактически являются паспортом контейнеров.

Члены Комитета высказались за необходимость дополнения в проекте Правил определений «универсальный контейнер», «специализированный контейнер, совпадающий по параметрам с универсальным» и «специализированный контейнер, не совпадающий по параметрам с универсальным».

Комитет также отметил целесообразность дополнительной проработки вопроса внесения изменений в п. 4 проекта Правил касательно возможности допущения опоры контейнеров на железнодорожную платформу тремя, а не четырьмя нижними угловыми фитингами. Эксперты полагают, что такое количество способно в полной мере обеспечить безопасность движения.

Дополнительно члены Комитета указали на возможность изменения редакции п. 18 проекта Правил в части включения в состав контейнерных поездов вагонов-контрейлеров, а также о возможности перевозки контейнеров в универсальных полувагонах.

Рассмотрев вопрос о внесении изменений в статьи 104 и 105 Устава железнодорожного транспорта в части ответственности грузоотправителей/грузополучателей/третьих лиц за повреждение вагонов, контейнеров при их эксплуатации на сети железных дорог, размещенного на сайте regulation.gov.ru (ID проекта 02/04/05-19/00091118), Комитет высказался за сохранение в действующей редакции указанных статей в связи с тем, что внесение предлагаемых изменений снижает мотивацию перевозчика обеспечивать сохранность вагонов и контейнеров при оказании услуг по перевозке грузов, а также ограничивает права грузоотправителей, затрудняя возмещение понесенного имущественного ущерба.
218

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма