ТЦА объектов Восточного полигона: резервы для экономии

ТЦА объектов Восточного полигона: резервы для экономии

17 Февраля 2016

Благодаря результатам публичного независимого технологического и ценового аудита (ТЦА) проектной документации по шести объектам Восточного полигона (БАМ — Транссиб) РЖД рассчитывает сэкономить 1,6 млрд рублей при суммарной стоимости объектов порядка 18 млрд рублей. Общественное и экспертное обсуждение результатов ТЦА прошло 16 февраля в РЖД с участием представителей Экспертного совета при Правительстве РФ.
По ряду объектов, в частности по строительству вторых путей на перегонах Кунерма —Дельбичинда и Улькан — Умбелла, экономия достигает 15–16%, сообщил заместитель начальника Департамента капитального строительства РЖД Андрей Паненков. По итогам аудита 6 объектов, по его словам, были сформулированы типовые замечания, которые компания в проектной документации этих объектов уже учла. Эти замечания также будут учтены при реализации как объектов Восточного полигона, так и других масштабных проектов компании. Среди замечаний — недостаточное обоснование принятых проектных решений, несовпадение графиков и сроков выполнения работ по проектно-сметной документации, избыточное развитие станций и пунктов обогрева, отсутствие в проекте повторного использования грунта и высокая стоимость его утилизации, неоптимальная транспортная схема доставки вахтовых рабочих. РЖД ведёт системную работу, направленную на выявление типовых замечаний и их реализацию, заверил Андрей Паненков.
В то же время с некоторыми замечаниями аудиторов в РЖД не согласны. Речь идёт, в частности, о замечаниях к расчёту сметной документации, которые поступили от обеих аудиторских компаний: «Делойт и Туш СНГ» и «Ким и партнёры». При использовании индекса Минстроя в сравнении с расчётами по индексам РЖД происходит увеличение сметной стоимости строительства на 5–10%, отмечают аудиторы. В РЖД не смогли реализовать этот резерв экономии, поскольку именно расчёты на основе индексов Минстроя необходимы для предоставления в Главгосэкспертизу.
Одним из главных рисков при реализации всего проекта по модернизации Западного БАМа аналитики считают риск недозагрузки и недостижения целевого грузопотока. Работа по актуализации грузовой базы, которую сейчас ведёт РЖД, позволит частично снять этот вопрос, полагают аудиторы. Часть замечаний по риску избыточного развития некоторых объектов, при учёте которых потенциальная экономия может измеряться миллиардами рублей, также будет рассмотрена при наличии актуализированной информации и схемы организации движения.
В целом и аудиторы, и представители РЖД, и экспертное сообщество отметили хорошее качество проведённого аудита и высокий уровень диалога между компанией и экспертами.
"Результаты, которые мы получаем в ходе данной работы, свидетельствуют о том, что мнение экспертов при реализации таких крупных инвестиционных проектов, как Восточный полигон, очень полезно для нас и для страны. В рамках технологического и ценового аудита по отдельным объектам нам удаётся снизить стоимость до 20%. Это, прежде всего, заслуга экспертного сообщества, которое участвует в данной работе», — сказал вице-президент РЖД Анатолий Мещеряков.
Он уточнил, что результаты аудита будут рассмотрены на комитете по стратегическим инвестициям РЖД, а затем и на уровне Правительства для принятия решения о начале строительства объектов.
Практика публичного ТЦА развивается, отметил, в свою очередь, член Экспертного совета при Правительстве РФ Александр Брагин, подчеркнув, что такую практику нужно накапливать и использовать при реализации в том числе и других проектов, не связанных с РЖД.
"Для инвесткомитета было бы полезно иметь накопленный взгляд от аудиторов — к каким системным выводам они приходят. Важно, чтобы аудиторы накапливали некий реестр не принятых предложений. Они могли бы приносить пользу и при реализации последующих крупных инвестиционных проектов. При этом реестр неучтённых замечаний должен направляться в совет директоров, закрывать эту историю на уровне менеджмента компании неправильно», — считает Александр Брагин.
Организация процедуры технологического и ценового аудита с точки зрения этапности нуждается в оптимизации, считают аудиторы. Им было бы значительно проще работать с документами, уже скорректированными по максимуму, прошедшими ведомственное согласование, но ещё не направленными в Главгосэкспертизу. В РЖД, в свою очередь, отмечают, что именно такую последовательность действий стараются обеспечивать уже сейчас в отношении проектов, не прошедших ещё государственную экспертизу.
Системные предложения и замечания экспертов по проведению ТЦА будут учтены при доработке корпоративного стандарта компании по проведению ТЦА, эта работа осуществляется совместно с Экспертным советом при Правительстве.
Обеспечить проведение обязательного публичного технологического и ценового аудита всех крупных инвестиционных проектов с государственным участием Правительству поручил Президент России Владимир Путин в майском указе №596. В сентябре 2014 года Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил план мероприятий поэтапного внедрения ТЦА инвестиционных проектов субъектов естественных монополий, регулируемых организаций в сфере электроэнергетики и проектов с государственным участием. Документ разработан Минэкономразвития совместно со специально созданной на базе Экспертного совета при Правительстве рабочей группой. Результаты ТЦА ряда крупных инвестиционных проектов, проведённого экспертными организациями, обсуждаются с участием Экспертного совета при Правительстве.
РЖД стала одной из первых компаний, которая начала проводить ТЦА своих проектов. Первые обсуждения результатов такого аудита прошли ещё в 2013 году.
Модернизация БАМа и Транссиба — один из мегапроектов, предложенных к реализации Президентом РФ Владимиром Путиным. Проект сейчас оценивается РЖД в 554,1 млрд рублей. Благодаря проведению технологического и ценового аудита по отдельным объектам уже удалось добиться значительной экономии. Всего ТЦА в течение 2015–2017 годов подлежат 72 объекта Восточного полигона.
4182

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство вагоны грузы ФГК локомотивы ОАО РЖД