Совет потребителей РЖД: рынку ж/д перевозок нужны новые целевые ориентиры

Совет потребителей РЖД: рынку ж/д перевозок нужны новые целевые ориентиры

23 Марта 2015

Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» повторно рассмотрел проект Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года и проект долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2020 года и считает, что они нуждаются в доработке. По мнению членов совета потребителей, доработке указанных документов должна предшествовать серьезная совместная работа государственных органов, ОАО «РЖД», иных участников и потребителей услуг рынка железнодорожных перевозок по определению целевых моделей рынков грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок. Целевые модели должны представить прозрачные ориентиры для формирования транспортной и инвестиционной стратегии каждого участника рынка, включая государственную монополию. Соответствующие предложения утверждены 18 марта на заседании совета потребителей.
Напомним, что свои замечания по проектам Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года и долгосрочной программы развития РЖД до 2020 года совет потребителей уже направлял в Правительство РФ, Экспертный совет при Правительстве РФ, Минтранс России, министру РФ Михаилу Абызову и ОАО «РЖД» в конце минувшего года.
"Несмотря на то, что в новых версиях документов устранена часть замечаний членов совета потребителей ОАО «РЖД» и Экспертного совета при Правительстве РФ, они содержат ряд серьезных недостатков, в том числе по причине значительного ухудшения целевых показателей инфраструктуры, в частности, доли протяженности линий железнодорожного транспорта общего пользования, имеющих ограничения пропускной способности, — поясняется в заключении Совета потребителей. — В проекте ДПР РЖД не полностью учтены предложения по изменению ключевых показателей эффективности (КПЭ). В новой редакции документа при сохранении пропорций инвестиций по источникам, роста показателей развития ВСМ и скоростных магистралей и масштабов деятельности ОТЛК произошло снижение целевых параметров, характеризующих качество железнодорожного инфраструктурного комплекса».
Кроме того, по мнению членов совета потребителей, в проекте документа недостаточно представлена информация в части программы сокращения издержек холдинга, включая повышение эффективности операционных и капитальных затрат, оптимизации расходов на персонал. Принципиально важно, что в ДПР ОАО «РЖД» не представлена программа развития грузовых перевозок и модель государственного регулирования создаваемого сектора интегрированных логистических услуг «от двери до двери».
Что же касается доработанного Минтрансом России проекта Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года, то он, по мнению членов совета потребителей, отличается от предыдущей редакции, рассмотренной экспертами совета в декабре 2014 года, только сведением моделей конкуренции в перевозочной деятельности к модели конкуренции «за маршрут» и некоторым изменением протяженности новых железнодорожных линий, которые необходимо построить до 2030 года. Эксперты полагают, что одновременно требуется доработать систему приоритетов и целей в ситуации вариативности грузовой базы, также не раскрыт механизм актуализации направления инвестиций. Произведенные изменения в проектах ДПР ОАО «РЖД» и в большей части Стратегии во многом не решают поставленные вопросы по существу, а параметры ДПР недостаточны для качественного функционирования железнодорожной инфраструктуры.
"В существующей экономической реальности назрела необходимость проанализировать результаты деятельности грузового железнодорожного комплекса и актуализировать целевую модель его развития, — обозначено в заключении совета потребителей РЖД. — Для достижения значительных положительных эффектов основные решения в отрасли должны координироваться единым документом, которым может являться целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок, приходящая на смену принятой в 2011 году. Не менее актуальной мы считаем необходимость разработки целевой модели рынка пассажирских железнодорожных перевозок».
Напомним, что целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года, подготовленная Минэкономики России совместно с Минтрансом России по итогам широкого обсуждения с потребителями услуг железнодорожного транспорта, предприятиями отрасли и экспертным сообществом, была одобрена Правительством РФ в 2011 году. Стратегической целью модели, результаты которой должны быть подведены по завершении текущего года, является создание условий для устойчивого развития железнодорожного транспорта в соответствии с потребностями экономики страны на основе роста конкурентоспособности отрасли, расширения инвестиционных механизмов и развития рынка железнодорожных транспортных услуг. Целевым состоянием в сфере железнодорожных грузовых перевозок является наличие общесетевого перевозчика и частных перевозчиков, в результате развития которых появляются рыночные индикаторы цены и качества услуг, появляются новые инвестиционные рынки.
В качестве основных проблем, требующих решения, в целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок были выделены:
- инфраструктурные ограничения экономического роста, выражающиеся в увеличении протяженности «узких мест» инфраструктуры и дефицита отдельных типов подвижного состава;
- недостаточная адаптированность действующей тарифной системы к текущим рыночным потребностям.
По мнению совета потребителей, в рамках целевой модели были сделаны серьезные шаги по изменению действующей системы тарифообразования: проведена поэтапная унификации тарифов, принята методика долгосрочного тарифообразования, унифицированы тарифы на перевозку порожних вагонов и др. К сожалению, предусмотренные целевой моделью мероприятия структурного характера за почти пятилетний срок проведены не были, за исключением ликвидации инвентарного парка (продажа контрольного пакета акций ОАО «ПГК») при сохранении в собственности ОАО «РЖД» 100% уставного капитала ОАО «ФГК». При этом отсутствие вагонов у единственного перевозчика без запланированных в целевой модели частных инвестиций в парк локомотивов, без развития саморегулирования операторской деятельности и новых принципов работы железнодорожной сети привело к избыточному профициту универсального подвижного состава и обострению существовавших технологических проблем отрасли.
Анализ современного состояния железнодорожного транспорта показывает, что при отказе от проведения мероприятий, предусмотренных целевой моделью, даже в среднесрочном периоде (до 5 лет) синергетический эффект ОАО «РЖД» перекрывается негативными последствиями сохранения монополизма в отрасли. С 2010 по 2013 год при индексации тарифов более чем на 21% и росте грузооборота на 12,5% рост доходов от перевозок, услуг инфраструктуры и локомотивной тяги составил только 12%, что говорит о стремительном ухудшении экономических перспектив основной деятельности ОАО «РЖД». У экспертов совета потребителей отсутствуют полные данные по 2014 году, но можно предполагать, что динамика не улучшилась. Этот процесс сопровождается двукратным ростом долговой нагрузки ОАО «РЖД» и серьезным ухудшением технологических параметров перевозочной и инфраструктурной деятельности: снижается средняя скорость доставки грузовых отправок; протяженность «узких мест» возросла с 6% в 2010 году до 14% в 2014 году; протяженность участков главных путей со сверхнормативным пропущенным тоннажем к концу 2014 года достигла 22,7 тыс. км.
Совет потребителей рекомендует поручить Минтрансу России, Минэкономразвития России при участии ОАО «РЖД» и членов совета подготовить отчет о результатах реализации целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года. Совет потребителей рекомендует Минэкономразвития России, Минтрансу России совместно с ОАО «РЖД» и потребителями услуг железнодорожного транспорта: разработать проект целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2020 года с учетом необходимости снижения тарифной нагрузки на пользователей услуг железнодорожного транспорта, привлечения частных инвестиций в тяговый подвижной состав и развитие инфраструктуры, ликвидации участков с просроченным капитальным ремонтом пути на основе развития конкуренции, повышения прозрачности функционирования и оптимизации стандартов содержания и эксплуатации железнодорожной сети; разработать проект целевой модели рынка пассажирских перевозок с учетом необходимости обеспечения социального заказа на пассажирские перевозки, повышения качественного уровня перевозок, формирования единой системы пригородного и дальнего пассажирского движения, снижения государственных издержек.
Свои рекомендации совет потребителей представил в Правительство РФ, Экспертный совет при Правительстве РФ, Минтранс России, министру РФ Михаилу Абызову и ОАО «РЖД».
2696

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство вагоны грузы ФГК локомотивы ОАО РЖД