Совет потребителей рассмотрел тарифные предложения ОАО «РЖД»

Совет потребителей рассмотрел тарифные предложения ОАО «РЖД»

22 Октября 2020

22 октября 2020 года состоялось заседание Совета потребителей, на котором были рассмотрены тарифные предложения ОАО «РЖД» по грузовым перевозкам на 2021-2025 годы, представленные в докладе начальника Центра фирменного транспортного обслуживания А.Н.Шило на совещании у генерального директора ОАО «РЖД» О.В.Белозёрова с крупнейшими грузоотправителями и пользователями услуг железнодорожного транспорта 16 сентября 2020 года.

В соответствии с указанным докладом ОАО «РЖД» предлагает реализовать следующие меры тарифного регулирования для формирования источников финансирования комплексных проектов развития инфраструктуры, повышения надежности и качества железнодорожной инфраструктуры:
- повысить тарифы для инновационных полувагонов (отменить отдельные тарифные схемы) и установить до 2022 года скидку 5% на груженый рейс для всех грузов, на все расстояния и направления;
- дополнительно проиндексировать на 4% тарифы на порожний пробег полувагонов;
- дополнительно проиндексировать на 4% тарифы на перевозку контейнеров;
- повысить тариф на перевозку антрацитов до тарифов на коксующийся уголь;
- повысить тарифы на экспортные перевозки угля энергетического в восточном направлении (отмена коэффициента 0,895 с 2022 года);
- продлить до 2025 года целевую надбавку 1,5% на компенсацию расходов, связанных с изменением налогового законодательства, с увеличением ее в следующем размере: дополнительно на 2021 год +1,2%; на 2022 год +1,6%; на 2023 год +1,78%; на 2024 год +1,81%; на 2025 год +1,92%.

Совет потребителей отмечает, что для всех участников рынка важна сбалансированная финансовая модель ОАО «РЖД», которая обеспечивает устойчивое финансирование инвестиционной программы компании. На достижение этой цели направлена долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года, утвержденная Правительством Российской Федерации в 2019 году.
При формировании ДПР Правительство Российской Федерации распоряжением от 29.12.2017 г. № 2991-р утвердило долгосрочную тарифную систему по принципу «инфляция минус 0,1%». В свою очередь, грузоотправители дважды (2018 г. и 2019 г.) согласились на дополнительную индексацию тарифов (сверх утвержденной долгосрочной формулы).
До 2021 года динамика объемов перевозок позволяла финансировать инвестиции и дополнительную нагрузку на ОАО «РЖД» со стороны государства: рост налоговой нагрузки, неполное финансирование пассажирского комплекса, дивиденды, новые инвестиционные проекты (в том числе развитие пассажирского комплекса), денежный поток от которых часто недостаточен или сдвинут «вправо».
Снижение в 2020 году объемных показателей относительно ДПР и ожидаемое сохранение этой динамики в 2021 году сокращают доступные ОАО «РЖД» источники финансирования.
По мнению Совета потребителей, сбалансированность долгосрочной финансовой модели ОАО «РЖД» крайне важна для всех участников сектора. При этом надо отметить, что грузоотправители уже дважды за последние годы поддерживали дополнительный рост тарифов. Дальнейший рост тарифов рискует привести к сокращению объемов перевозок.
Также Совет потребителей отмечает важность приоритетной реализации эффективных для ОАО «РЖД» проектов, которые обеспечивают прирост объемов перевозок или сокращают затраты на перевозки. Доходы от этих проектов сейчас заложены в финансовую модель компании на 2021 год и последующие годы – сокращение финансирования этих проектов приведет к еще большему дефициту источников ОАО «РЖД».

С учетом этого, для формирования сбалансированной финансовой модели ОАО «РЖД» Совет потребителей предлагает:
- не увеличивать нагрузку на экономику через рост тарифов – сохранить действующую модель долгосрочного тарифного регулирования по формуле «инфляция минус 0,1%» и отказаться от «точечной» дополнительной индексации тарифов;
- до восстановления объемов перевозок зафиксировать налоговые и регуляторные условия (налог на имущество – на уровне 1,6%, расходы на транспортную безопасность – на уровне 2020 года);
- отказаться от распределения дивидендов (кроме выплат по привилегированным акциям) до восстановления устойчивости финансовой модели ОАО «РЖД»;
- приоритизировать инвестиции:
- определить эффективные для ОАО «РЖД» или важные для экономики страны проекты. Например, проекты с подтвержденной грузовой базой; развитие Восточного полигона как наиболее значимого для роста грузовых перевозок (в том числе с учетом Перечня приоритетных объектов в составе инвестиционных проектов ОАО «РЖД», подлежащих первоочередной реализации); программа закупки локомотивов;
- сроки реализации проектов (даже включенных в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры), для которых это не критично, сдвинуть «вправо». Например, развитие инфраструктуры, которая сейчас недозагружена, в направлении портов Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов;
- реализовать механизм, который позволит компенсировать затраты на неэффективные для ОАО «РЖД» проекты за счет бюджетного эффекта – по аналогии с господдержкой, предусмотренной механизмом СЗПК (Федеральный закон «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»).

Таким образом, по мнению Совета потребителей, предлагаемые ОАО «РЖД» тарифные решения требуют дополнительного детального обсуждения с учетом актуальных версий финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД» и при формировании проектов данных документов Совет потребителей рекомендует учитывать вышеуказанные предложения.
323

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма