Совет потребителей рассмотрел представленный ОАО «РЖД» 22.10.2018 г. проект долгосрочной программы развития Компании на период до 2025 года, который:
- ставит задачу по опережающему развитию инфраструктуры, обеспечивающему рост экономики Российской Федерации в соответствии с «майским указом», и развитию социально-значимых пассажирских перевозок;
- основан на параметрах долгосрочной тарификации до 2025 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2017 г. № 2991-р;
- содержит перечень инвестиционных проектов, необходимых для достижения заданных темпов роста и обеспечения вывоза перспективной грузовой базы;
- определяет основные целевые показатели развития Компании;
- ставит долгосрочные задачи для менеджмента ОАО «РЖД», в том числе в части обеспечения целевых параметров вывоза грузов, повышения эффективности использования активов, оптимизации расходов.
В ходе обсуждения проекта ДПР члены Совета потребителей и эксперты сформировали три блока вопросов и предложений:
(1) факторы, которые могут сформировать дополнительные источники финансирования инвестиционной программы;
(2) принципиальные предложения и замечания к ДПР;
(3) вопросы, которые могут быть проработаны после принятия ДПР, на этапе ее реализации.
1. Возможные дополнительные источники финансирования.
При рассмотрении проекта ДПР 17.10.2018 г. Совет потребителей сформулировал ряд сценарных условий, необходимых для достижения сбалансированного финансового состояния Компании в рамках Базового сценария ДПР.
Данный сценарий предполагает реализацию инвестиционной программы, которая включает мероприятия, направленные как на вывоз дополнительных объемов, так и масштабное повышение эффективности использования существующих активов и оптимизацию производственной деятельности Компании.
При этом часть инвестиций не входит в Базовый сценарий и предусмотрена в Оптимистичном варианте ДПР с более высокими целевыми показателями по вывозу грузов.
В ходе обсуждения Совет потребителей обозначил ряд вопросов к ДПР и гипотез, по различным факторам влияющим на источники финансирования. Разбор этих вопросов и изменение самих факторов во времени потенциально могут сформировать дополнительные источники финансирования ОАО «РЖД», которые позволят увеличить инвестиционную программу и перейти на Оптимистичный сценарий ДПР.
Совет потребителей предлагает ОАО «РЖД» совместно определять направления использования дополнительных источников для финансирования инвестиций.
2. Принципиальные предложения и замечания к ДПР.
На заседании Совета потребителей 17.10.2018 г. было отмечено, что дополнительной проработки требуют предлагаемые ОАО «РЖД»:
• приоритезация заявок грузоотправителей, включая нормативное закрепление механизма ограничения приема грузов к перевозке и введение контрактов «Бери или плати»;
• переход к финансированию малоинтенсивных линий за счет выгодоприобретателя (государства и грузоотправителей) в случае подтверждения экономической неэффективности данных участков для ОАО «РЖД».
По мнению Совета потребителей проект ДПР также содержит ряд положений, оказывающих существенное долгосрочное влияние на рынок железнодорожных перевозок, которые не были ранее поддержаны потребителями из-за существенных рисков, связанных с их введением:
• снижение ответственности перевозчика за нарушение сроков доставки грузов при сохранении подходов к их определению;
• переход от непрерывного планирования перевозок к месячному.
Также Совет потребителей считает требующим дополнительной проработки предложение ОАО «РЖД» о прекращении государственного тарифного регулирования в отдельных сегментах рынка транспортных услуг, в том числе при перевозке грузов в контейнерах светлых нефтепродуктов, рыбы и рыбопродуктов и др., которое ранее не выносилось на широкое обсуждение всеми участниками рынка.
Совет потребителей не поддерживает включение данных вопросов в текущую редакцию ДПР и предлагает организовать их дополнительную проработку с участием всех заинтересованных сторон.
При этом Совет потребителей обращает внимание на то, что при решении этих вопросов должно обеспечиваться:
• сохранение недискриминационного доступа к инфраструктуре;
• отсутствие дополнительной тарифной нагрузки для грузоотправителей.
3. Вопросы, которые могут быть проработаны после принятия ДПР, на этапе ее реализации.
Совет потребителей рассматривает ДПР как элемент единой системы планирования ОАО «РЖД», содержащей ряд взаимосвязанных документов, включая: финансовый план и инвестиционную программу ОАО «РЖД», операционные бюджеты, программы оптимизации.
Совет потребителей ожидает, что при их формировании будет дополнительно проработан ряд вопросов, обозначенных при обсуждении ДПР, в том числе: (1) регулярный мониторинг грузовой базы; (2) приоритезация проектов с разделением их на окупаемые, с гарантированной грузовой базой и без; (3) анализ «узких мест» и разработка программы по их сокращению; (4) разработка перечня оптимизационных мероприятий.
По мнению Совета потребителей при реализации ДПР для сохранения заложенных в нее принципов долгосрочного тарифного регулирования особую значимость имеет наличие эффективной системы риск-менеджмента, прежде всего, системы управления инвестиционными рисками.
Основное внимание при реализации ДПР должно уделяться своевременной реакции на изменение рыночной ситуации. Совет потребителей отмечает, что ДПР не может быть статичным документом – ее параметры в части прогноза погрузки, грузооборота, выручки, мероприятий инвестиционной программы и др. целесообразно пересматривать и актуализировать ежегодно, в зависимости от рыночных условий, сохраняя долгосрочность тарифных решений.
С учетом вышеизложенного Совет потребителей счел возможным одобрить проект Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 г. при условии учета в ДПР принципиальных предложений Совета потребителей и в понимании, что все дополнительные комментарии будут проработаны ОАО «РЖД» в ходе дальнейшей реализации ДПР и разработки связанных с ней документов.
6976