26 апреля 2018 года на заседании Совета потребителей были рассмотрены два вопроса, касающиеся тарифного регулирования железнодорожных перевозок: проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил установления (изменения) тарифов в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, применяемых в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг», а также проект федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)».
Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил установления (изменения) тарифов в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, применяемых в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг» был доработан ОАО «РЖД» с учетом состоявшихся ранее обсуждений на заседаниях профильных Комитетов Совета.
Советом потребителей отмечена высокая степень доработки проекта Постановления, а также то, что основные замечания экспертов профильных Комитетов Совета учтены ОАО «РЖД».
Однако в представленной доработанной редакции не нашли отражения следующие замечания:
1. В п. 6 Методических рекомендаций проекта Постановления не конкретизирован порядок определения среднесетевых затрат на содержание и эксплуатацию объекта, который должен сравниваться со стоимостными параметрами вновь вводимого объекта (предлагалось при определении среднесетевых затрат учитывать специфику конкретного региона, в котором осуществляется строительство нового объекта, а не просто брать среднесетевые затраты);
2. В п. 5 Методических рекомендаций проекта Постановления не приведено в соответствие название форм тарифов в отдельных сегментах рынка (в п. 23 Правил проекта Постановления указаны одни формы (виды) - абсолютное значение платы, индексы и фиксированные надбавки, в п. 5 Методических рекомендаций сохранены фиксированные тарифные ставки, коэффициенты и отдельные тарифные схемы);
3. Не раскрыт порядок применения индексов и фиксированных ставок к среднесетевым тарифам, в том числе в части возможности дифференциации по классам и родам грузов, видам отправок, дальности перевозки (возможность дифференциации предусмотрена только для одного вида тарифов – для абсолютного значения платы).
4. Совет потребителей также отмечает необходимость внесения редакторских корректировок и уточнений некоторых используемых терминов в проекте Постановления для их однозначного толкования, в частности определение понятия «отдельные сегменты рынка железнодорожных транспортных услуг».
Таким образом, Совет потребителей посчитал возможным согласовать доработанный проект Постановления при условии снятия следующих возможных рисков при его реализации:
1. Риск неоднозначного толкования используемого в проекте Постановления понятия «отдельные сегменты рынка железнодорожных транспортных услуг».
Конкретизация указанного понятия возможна за счет внесения в проект Постановления следующего уточненного понятия:
«отдельные сегменты рынка железнодорожных транспортных услуг» – часть рынка железнодорожных транспортных услуг, связанных с использованием введенных в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, для реализации финансовой модели развития которых установлены тарифы в соответствии с настоящими Правилами, и включающих:
- перевозки грузов по инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, не имеющей ограничений провозной и пропускной способности на период действия таких тарифов и (или) по тупиковым участкам инфраструктуры общего пользования, примыкающим к путям необщего пользования;
- перевозки пассажиров по инфраструктуре пассажирского комплекса.
2. Риск возможного навязывания повышенного локального тарифа взамен среднесетевого тарифа или отказов в развитии необходимых участков за счет ОАО «РЖД» на базе среднесетевого тарифа на действующих магистральных участках инфраструктуры ОАО «РЖД» при реализации инвестиционных проектов в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг, с применением локального тарифа.
Для исключения указанного риска Совет потребителей считает целесообразным формирование ОАО «РЖД» на ежегодной основе с участием заинтересованных организаций и Совета потребителей актуального перечня участков развития инфраструктуры, не включенной в долгосрочную программу развития ОАО «РЖД» до 2025 года (в том числе для грузовых перевозок – участки без ограничений пропускной и провозной способности или тупиковые), на которых планируется реализация инвестиционных проектов в соответствии с нормами и требованиями проекта Постановления.
Совет потребителей также рассмотрел размещенный на интернет-портале www.regulation.gov.ru проект федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)».
Члены Совета потребителей большинством голосов высказались за доработку текущей редакции законопроекта.
По мнению Совета потребителей проект федерального закона нуждается в проведении дополнительной юридической экспертизы, поскольку может вступать в противоречие с другими законодательными актами, прямо регулирующими отдельные вопросы, рассматриваемые в указанном законопроекте, включая антимонопольное законодательство, защиту конкуренции и прав потребителей, законодательство о государственном устройстве Российской Федерации, финансовой и бухгалтерской отчетности и пр.
Анализ законопроекта показал, что в случае его принятия расширяется компетенция ФАС России относительно отраслевых министерств, государственных органов в сфере тарифного регулирования субъектов Российской Федерации, затрагиваются нормы смежного законодательства о естественных монополиях, о конкуренции и пр. Принимая во внимание инициативы ФАС России по криминализации правонарушений в сфере ценообразования (картелей и пр.), представляется целесообразным провести открытую дискуссию о необходимости таких изменений.
Кроме того, Советом потребителей отмечено, что в представленном проекте федерального закона предлагается объединить тарифное регулирование для самых разных отраслей российской экономики, включая железнодорожный, трубопроводный виды транспорта, услуги в портах, электроэнергетику, водоснабжение и др., создав, таким образом, единый базовый документ. Формирование же универсальных правил регулирования тарифов и их установления для всех отраслей в едином документе является сложной задачей, несущей риски нарушения сложившейся системы регулирования отдельных отраслей экономики, необходимость решения которой предлагается дополнительно обосновать.
При этом целесообразно провести юридическую экспертизу законопроекта и на соответствие принципу новизны, в соответствии с которым должен вводиться новый предмет, задачи, цели и инструменты регулирования.
Совет потребителей отметил также, что предлагаемая в законопроекте правовая модель ценового регулирования предполагает уход от регулирования цен по принципу естественно-монопольного/монопольного/социально значимого видов деятельности и/или продукции и позволяет распространить регулирование на неограниченно широкий список компаний, как в сферах, для которых законопроектом установлено государственное регулирование цен, так и вне их. Это создает риски недостаточной защиты интересов потребителей в одних секторах при избыточном регулировании в других. Также появляется риск потери достигнутого уровня конкуренции и либерализации железнодорожных перевозок.
Вместе с тем, Совет потребителей предлагает синхронизировать содержащиеся в законопроекте понятия «регулируемого субъекта» и «регулируемой деятельности» с экономическим содержанием такой деятельности и действующей нормативно-правовой базой, а также пересмотреть содержащийся в законопроекте критерий отнесения субъектов к регулируемым субъектам.
Кроме того, у Совета потребителей возник ряд замечаний по тексту законопроекта, например, касающихся заключения регуляторных контрактов на территориях, введения эталонного метода регулирования (риски избыточного контроля) и пр., что предполагает проведение дополнительного обсуждения указанного документа с участием ФАС России.
Совет потребителей отмечает также, что законопроект не в полной мере учитывает специфику ценового регулирования железнодорожных перевозок, как на уровне методологии, так и на уровне экономического содержания деятельности в сфере грузовых и пассажирских перевозок, что создает риски возникновения правовой неопределенности при применении действующих правовых норм и принятия необоснованных административных решений, а также угрозы развитию конкуренции, обеспечению инвестиционной привлекательности отрасли для устойчивого функционирования и развития инфраструктуры.
10701