Предложения ОАО «РЖД» по вопросу оптимизации параметров проектов развития Восточного полигона

Предложения ОАО «РЖД» по вопросу оптимизации параметров проектов развития Восточного полигона

21 декабря 2022

На заседании 21 декабря 2022 года Комитет по стратегии, инвестициям и программам развития ОАО «РЖД» Совета потребителей рассмотрел предложения ОАО «РЖД» по вопросу оптимизации параметров проектов развития Восточного полигона.
По комментариям ОАО «РЖД» в настоящее время инвестиционная программа компании на 2024-2025 гг. сформирована с дефицитом источников финансирования. По этой причине Правительством Российской Федерации было отложено рассмотрение финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2024-2025 гг. (в настоящее время финансовый план и инвестиционная программа утверждены только на 2023 год).
Для сокращения дефицита финансирования инвестиционной программы ОАО «РЖД» были подготовлены предложения, предусматривающие перенос 16 объектов Восточного полигона в этап II-б: 14 объектов на участке Комсомольск – Ванино на 2025 год и 2 объектов электрификации участка Волочаевка – Комсомольск – Ванино на 2028 год.
Предлагаемые ОАО «РЖД» корректировки потребуют внесения изменений в паспорт 2 этапа Восточного полигона на конец 2024 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2021 г. № 1100-р (далее – Паспорт), а именно:
- снизить пропускную способность на участке Комсомольск – Ванино на 15 пар поездов (с 53 пар до 38 пар), а провозную способность на 24,1 млн тонн (с 81,8 до 57,7 млн тонн);
- снизить пропускную способность на участке Волочаевка – Комсомольск на 1 пару поездов (с 24 пар до 23 пар), а провозную способность – на 1,3 млн тонн (с 30 до 28,7 млн тонн);
Кроме того, ОАО «РЖД» предлагает добавить в Паспорт новый участок Новый Ургал – Известковая с параметрами пропускной способности 10 млн тонн и провозной способности 12,1 млн тонн.
Представители ОАО «РЖД» сообщили, что предложения были подготовлены на основании перспективной грузовой базы Восточного полигона по грузам (подготовлена Минтрансом России в 2021 году), согласно которой потребность в пропускной способности на участке Комсомольск-Ванино составляет 42 пары поездов, что на 11 пар меньше, чем в Паспорте. ОАО «РЖД» предлагает снизить пропускную способность на этом участке до 38 пар, а дефицит покрыть за счет перенаправления 4 пар поездов (7 млн тонн) в порты Приморья (3 млн тонн) и новый погранпереход с КНР Нижнеленинское (4 млн тонн) через участок Комсомольск-Волочаевка, где ОАО «РЖД» отмечает наличие резерва пропускной способности.
По итогам рассмотрения предложений ОАО «РЖД» на совещаниях у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова (14.11.2022 г. и 08.12.2022 г.) было поручено проработать предлагаемые корректировки с грузоотправителями, а также оценить изменения провозной способности участков из Паспорта в случае оптимизации Восточного полигона.
В рамках исполнения указанных поручений ОАО «РЖД» направил подготовленные предложения по оптимизации Восточного полигона в Совет потребителей.

Члены и эксперты Комитета рассмотрели предложения ОАО «РЖД» и сообщают следующее.
1. Обоснование необходимости пересмотра параметров проекта
В соответствии с комментариями ОАО «РЖД» необходимость оптимизации программы развития Восточного полигона связана с ожидаемым дефицитом финансирования инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2024-2025 гг. При этом, согласно полученным комментариям ОАО «РЖД», при наличии достаточного финансирования все планируемые объекты могут быть построены в запланированный срок.
В представленных ОАО «РЖД» материалах не раскрывается размер дефицита и предложения по его компенсации в разрезе всей инвестиционной программы ОАО «РЖД». Это не позволяет оценить обоснованность предлагаемого ОАО «РЖД» переноса сроков реализации объектов Восточного полигона.
Члены и эксперты Комитета не видят причин для сокращения инвестиционной программы и считают принципиально важным при рассмотрении корректировок инвестиционной программы ОАО «РЖД» в части Восточного полигона сохранить утвержденные показатели провозной и пропускной способностей по участкам, из которых исходили грузоотправители при формировании своих инвестиционных планов.
Для оценки предложений ОАО «РЖД» по оптимизации программы развития Восточного полигона члены и эксперты Комитета рекомендуют ОАО «РЖД» представить следующую дополнительную информацию:
- ожидаемый дефицит инвестиционной программы ОАО «РЖД» по годам;
- финансовый план ОАО «РЖД» на 2024-2025 гг., с учетом ранее принятых тарифных решений для обеспечения сбалансированности финансовых показателей Компании, и инвестиционную программу Компании до и после предлагаемой оптимизации;
- альтернативные варианты оптимизации всей инвестиционной программы ОАО «РЖД» (например, сокращение финансирования по другим проектам, формирование дополнительных источников, в т.ч. через тарифные и регуляторные решения).
2. Оценка влияния предлагаемых изменений на грузоотправителей В полученных к заседанию Комитета материалах ОАО «РЖД» отмечает, что предлагаемые изменения по переносу 16 объектов на более поздний срок не повлияют на достижение показателя суммарной провозной способности Восточного полигона 180 млн тонн по контрольным сечениям по итогам 2024 года.
Члены и эксперты Комитета отмечают, что для всех грузоотправителей важно не только выполнение показателей Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, но и обеспечение целевых объемов вывоза грузов.
ОАО «РЖД» предлагает снизить провозную способность участка Комсомольск-Ванино на 24 млн тонн (11 пар поездов), из которых 7 млн тонн (4 пары поездов) предлагается перенаправить на другие маршруты (3 млн тонн в порты Приморья и 4 млн тонн через новый погранпереход Нижнеленинское). Информация о маршрутах перевозки остальных 17 млн тонн (7 пар поездов) не раскрывается.
Для комплексного рассмотрения вопроса члены и эксперты Комитета отмечают необходимость:
- раскрытия детальной информации по предлагаемым изменениям, включая изменение грузопотоков по всему Восточному полигону до и после предлагаемых ОАО «РЖД» изменений;
- оценки влияния изменений на грузоотправителей (по регионам);
- синхронизации корректировок с планами по развитию портовых мощностей;
- согласования с основными грузоотправителями новых маршрутов перевозки грузов, в том числе с учетом их возможностей по сбыту грузов, перевозимых в рамках новых схем перевозки.

3. Альтернативные варианты оптимизации
Члены и эксперты Комитета отмечают, что ОАО «РЖД» предлагает единственный вариант переноса сроков реализации объектов Восточного полигона. По комментариям ОАО «РЖД», это потребует минимальной корректировки целевых параметров по участкам Восточного полигона.
При этом в материалах отсутствует обоснование предлагаемой корректировки проекта развития Восточного полигона и необходимости снижения пропускной способности именно на участке Комсомольск-Ванино.
В случае, если у ОАО «РЖД» действительно существует дефицит финансирования инвестиционной программы Восточного полигона, который нельзя компенсировать другими решениями, члены и эксперты Комитета считают необходимым разработать и рассмотреть альтернативный вариант возможного переноса сроков реализации объектов Восточного полигона, обеспечивающих минимальную корректировку объема финансирования программы Восточного полигона и перенос объектов за 2024 год:
а) сохранить предложенный ОАО «РЖД» перенос мероприятий по электрификации Волочаевка – Комсомольск – Ванино (~107 млрд руб.) на 2026-2028 годы с учетом проработки дополнительных мер, позволяющих сохранить целевые параметры провозной способности Восточного полигона, включая увеличение закупки мощных магистральных тепловозов для вождения поездов весовой нормы 7100 тонн и реализацию технологических мероприятий по повышению пропускной способности сети;
б) обеспечить максимально возможное сохранение сроков строительства вторых путей на участке Комсомольск – Ванино за счет:
- ускорения реализации первоочередных мероприятий 2 этапа Восточного полигона, согласованных ОАО «РЖД», Минтрансом России и Советом потребителей в 2020 году; - определения перечня мероприятий по всему Восточному полигону, не оказывающих критичное влияние на достижение целевых показателей, сроки ввода которых могут быть перенесены за 2025 г.; - сохранения финансирования инвестиционной программы в части объектов, обеспечивающих достижение утвержденных показателей пропускной и провозной способностей участков Восточного полигона, и перераспределения текущих лимитов финансирования объектов, не оказывающих критичное влияние на достижение целевых показателей, на финансирование первоочередных объектов в направлении порта Ванино для достижения целевых параметров по провозной способности 83 млн тонн, в том числе объектов, находящихся в высокой степени готовности (например, строительство вторых путей на перегонах Высокогорная-Дакка и Аксака-Кенай).
По мнению членов и экспертов Комитета, данный подход позволит максимально сохранить пропускную способность участка Комсомольск-Ванино без необходимости внесения изменений в паспорт 2 этапа Восточного полигона.
При этом члены и эксперты Комитета считают, что при оптимизации программы развития Восточного полигона необходимо также учитывать возможности ОАО «РЖД» по освоению планируемых объемов строительства по Восточному полигону с учетом имеющихся и перспективных строительных мощностей, а также то, что фактическое исполнение финансирования отдельных объектов, предложенных к оптимизации, уже составляет 40%, а выполнение СМР – более 20%.

4. Отдельные комментарии к предложениям ОАО «РЖД»
Дополнительно члены и эксперты Комитета предлагают уточнить отдельные параметры, представленные ОАО «РЖД»:
а) ОАО «РЖД» предлагает снизить целевую пропускную способность участка Волочаевка-Комсомольск на 1 пару поездов (до 23 пар) в связи с переносом «вправо» мероприятий по электрификации участка. Увеличение веса поезда до 7100 тонн и сохранение тепловозной тяги приведет к незначительному снижению скорости перевозок и уменьшению пропускной способности участка на 1 пару.
Члены и эксперты Комитета отмечают, что в настоящее время по участку уже достигается пропускная способность участка в 24 пары поездов без электрификации с учетом курсирования поездов весом 7100 тонн с тепловозами 3ТЭ25К2М, а также частично поездов весом 5600 тонн с тепловозами 3ТЭ10МК.
С учетом этого члены и эксперты Комитета предлагают ОАО «РЖД» представить обосновывающие расчеты, подтверждающие необходимость снижения целевой пропускной способности относительно текущего уровня, или сохранить целевую провозную способность участка Волочаевка-Комсомольск к 2025 году на уровне 24 пары поездов.
б) Члены и эксперты Комитета предлагают уточнить целевые показатели участка Новый Ургал – Известковая (перегон Таланджа-Перевальный) с учетом запланированного строительства разъезда 63 км, который, по оценке членов и экспертов Комитета, увеличит пропускную способность всего участка до 13 грузовых поездов и более.
в) ОАО «РЖД» на участке Комсомольск – Ванино принимает коэффициент перевода веса поезда нетто к брутто 0,628, что соответствует среднему весу поезда нетто 4260 тонн. При этом средний вес поезда на участке уже сейчас более 4730 тонн и к 2025 году может увеличиться до 5000-5200 тонн.
В связи с этим, члены и эксперты Комитета считают целесообразным применять в расчетах коэффициент 0,745 и увеличить целевую провозную способность участка на 2025 год при 38 грузовых поездов до 67-68 млн тонн (сейчас предложено 58 млн тонн).

С учетом вышеизложенного члены и эксперты Комитета не могут согласиться с сокращением инвестиционной программы ОАО «РЖД» по финансированию объектов II этапа Восточного полигона, приводящее к снижению утвержденных показателей пропускной и провозной способностей участков, утвержденных Правительством Российской Федерации в паспорте инвестиционного проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей (второй этап)» и считают целесообразным:
1. Исходя из информации ОАО «РЖД» о том, что причиной корректировки программы развития Восточного полигона является дефицит источников финансирования, в первую очередь, проанализировать причины ожидаемого дефицита и представить варианты сохранения финансирования программы Восточного полигона в полном объеме, в том числе, за счет (1) перераспределения средств с других проектов и (2) формирования дополнительных источников финансирования, включая тарифные и регуляторные решения.
2. Рассматривать оптимизацию программы развития Восточного полигона только при невозможности компенсировать дефицит финансирования за счет других источников.
3. При рассмотрении корректировок инвестиционной программы ОАО «РЖД» в части Восточного полигона сохранить утвержденные показатели провозной и пропускной по участкам, из которых исходили грузоотправители при формировании своих инвестиционных планов.
3. Рекомендовать ОАО «РЖД» проработать отмеченные в протоколе Комитета вопросы и по результатам проработки представить дополнительные материалы и, при необходимости, актуализировать предложения по оптимизации инвестиционной программы ОАО «РЖД» и, в частности, Восточного полигона.
4. До проработки отмеченных выше вопросов сохранить целевые параметры программы развития Восточного полигона, утверждённые Правительством Российской Федерации.
5. Рекомендовать Совету потребителей подготовить экспертное заключение с учетом прошедшего обсуждения вопроса на заседании Комитета.
245

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма