О позиции Совета потребителей по вопросам долгосрочной тарифной политики  и тарифах на 2018 год

О позиции Совета потребителей по вопросам долгосрочной тарифной политики и тарифах на 2018 год

27 декабря 2017

22 ноября 2017 года  Совет  потребителей рассмотрел вопрос о параметрах индексации ставок тарифов, сборов, платы за перевозку грузов и услуги по использованию инфраструктуры при перевозках грузов, выполняемых (оказываемых) ОАО «РЖД», в контексте решений, принятых на заседании Правительства Российской Федерации 16 ноября 2017 года. Советом потребителей принято решение, взаимоувязывающее вопросы текущего тарифного регулирования 2018 года с вопросами  долгосрочного тарифного регулирования на период 2019-2025 годы:

Поддержать предложения ОАО «РЖД» о введении дополнительной тарифной надбавки на 2018 год в размере 1,9% при следующих условиях:
1) установления 0% индексации тарифов на предоставление услуг инфраструктуры по пассажирским перевозкам в дальнем следовании и пригородном сообщении и услуги по аренде подвижного состава в пригородном сообщении;
2) обеспечения перехода с 2019 г. на долгосрочную индексацию тарифов на грузовые перевозки в 2019-2027 гг. по формуле «Инфляция минус» от базы 2018 года;
3) направления дополнительной целевой тарифной надбавки на финансирование устойчивого поддержания и воспроизводства производственных активов при достижении целевых КПЭ;
4) применения в 2018 г. предельного максимального уровня повышающего коэффициента на перевозки грузов на уровне не выше 1,08 и 1,0 с 2019 года и при условии не сокращения действующих понижающих коэффициентов в 2018 году;
5) использования при формировании тарифной политики ОАО «РЖД» до 2025 г. единого подхода к индексации тарифов по отдельным категориям грузов при сохранении действующей в рамках Прейскуранта №10-01 тарифной системы;
6) введения прозрачной методологии установления долгосрочных скидок за дополнительные объемы грузов в рамках ценового коридора путем принятия новой Методики ФАС России;
7) сохранения тарифа на перевозку порожних вагонов с учетом индексации на общих условиях на период долгосрочного регулирования;
8) компенсации государством негативного влияния регуляторных решений (например, рост ставок по налогу на имущество);
9) сохранения за ОАО «РЖД» на период действия долгосрочных тарифов эффектов от оптимизации и повышения эффективности использования активов, включая возможность реинвестирования прибыли в другие проекты;
10) представления ОАО «РЖД» долгосрочной финансовой модели с разделением доходов и расходов по дирекциям и полигонам/дорогам, подтверждающую сбалансированность финансового состояния компании.

Совет потребителей занимает последовательную позицию по тарифным вопросам.

25 декабря 2017 года  Совет  потребителей рассмотрел вопрос касательно введения в 2018 году коэффициента дополнительной индексации тарифов на порожний пробег в размере 7,3% вместо дополнительной индексации тарифов на перевозку грузов на 1,5% (ранее 1,9%) в соответствии с проектом  приказа ФАС России «О внесении изменений и дополнений в приказы ФСТ России от 30 августа 2013 года № 166-т/1 «Об утверждении методических указаний по вопросу государственного регулирования тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов и услуги по использованию железнодорожной инфраструктуры общего пользования при грузовых перевозках», ФАС России от 10 декабря 2015 года № 1226/15 «Об индексации ставок тарифов, сборов и платы за перевозку грузов и услуги по использованию инфраструктуры при перевозках грузов, выполняемые (оказываемые) ОАО «Российские железные дороги».

Советом потребителей принято единодушное решение  не поддерживать принятие Приказа ФАС в части введения дополнительной индексации к тарифам на порожний пробег в размере 7,3% вместо дополнительной индексации тарифов на перевозку грузов на 1,5% для компенсации дополнительных расходов ОАО «РЖД», связанных с корректировкой налогового законодательства, в связи с необходимостью проведения предварительной оценки и проработки технологических и экономических последствий и рисков, а также разработки методической основы, графика применения и механизмов контроля условий, устанавливаемых в отношении рынка вагонов, в соответствии с Экспертным заключением Совета потребителей № 16/2017-ЭЗ.  

Советом потребителей утверждено Экспертное  заключение Совета потребителей № 16/2017-ЭЗ на предложение ФАС России по введению в 2018 году коэффициента дополнительной индексации тарифов на порожний пробег в размере 7,3%,  согласованное ранее  на совместном заседании Комитета по вопросам тарифной политики и Комитета по вопросам грузовых перевозок Совета потребителей.

В Экспертном заключении отмечается,  что замена единой для всех индексации тарифов на перевозку грузов на дополнительную индексацию порожнего пробега, которая по-разному повлияет на затраты грузоотправителей различных видов грузов, нарушает сложившийся консенсус и требует дополнительной проработки.

Возможности оптимизации порожнего пробега существенно отличаются для различных типов вагонов. Например, цистерны, которые в силу специфики перевозимого груза практически не имеют потенциала для оптимизации, по сравнению с более универсальными полувагонами, которые могут загружаться различными грузами для перевозки в обратном направлении. Для нефтегрузов обратный поток отсутствует, и они, в любом случае, будут возвращаться пустыми.

Также существуют отдельные полигоны, на которых практически отсутствуют точки зарождения грузов и встречные грузопотоки (например, Восточный полигон).

В целом, Совет потребителей отмечает, что дополнительная индексация на порожние вагоны создает для ОАО «РЖД» стимул скорее увеличивать порожний пробег, а не погрузку. На практике, вся предложенная дополнительная индексация порожнего пробега будет «оплачена» грузоотправителями. Согласно мнению «Опоры России» рассматриваемый проект приказа ФАС России  не отвечает интересам предприятий малого и среднего бизнеса.

Отдельно необходимо провести анализ экономических последствий предлагаемого ФАС России решения в долгосрочной перспективе для ОАО «РЖД», так как сокращение порожнего пробега вагонов может привести к потере части выручки компании. Это должно компенсироваться повышением эффективности использования инфраструктуры и снижением затрат на ее содержание за счет сокращения нагрузки на сеть, и тем более, требует расчетного подтверждения, что особенно важно в контексте перехода на долгосрочное тарифное регулирование.

Кроме того, проект приказа ФАС России устанавливает для ОАО «РЖД» ряд условий в отношении рынка вагонов, не имеющих прямого отношения к тарифному регулированию.

Резюмируя, Совет Потребителей отмечает риск роста стоимости перевозки для грузовладельцев больше чем на 1,5% в связи со снижением эффективности работы вагонов, рост их дефицита. Это может также изменить структуру вагонопотоков, что увеличит нагрузку на сеть ОАО «РЖД» из-за разделения маршрутных рейсов, увеличения количества сортировочных и маневровых работ на станциях, может привести к возникновению новых «узких мест» и росту расходов ОАО «РЖД» на обслуживание неоптимальных вагонопотоков (дополнительная сортировочная и маневровая работа).

Совет Потребителей предлагает (1) провести моделирование возможного влияния дополнительной индексации на порожний пробег на всех участников рынка; (2) определиться с ролью электронных торговых площадок вагонов; (3) проработать возможные меры оптимизации технологии перевозок, в частности, повышение маршрутных скидок, после чего принять обоснованное экономически эффективное решение.

Таким образом, Совет потребителей не поддерживает принятие приказа ФАС России в части введения дополнительной индексации тарифа на порожний пробег в размере 7,3% и предлагает придерживаться ранее приятого «пакетного» решения», включая дополнительную целевую надбавку 1,5% (принято на заседании Совета потребителей 22.11.2017 г.).

26 декабря 2017 года позиция  Совета  потребителей была представлена на заседании Правления ФАС России, рассматривающего вопросы индексации тарифов на перевозку грузов и услуги инфраструктуры ОАО «РЖД». Позиция Совета потребителей  учтена в итоговой редакции приказа ФАС России «О внесении изменений и дополнений в приказы ФСТ России от 30 августа 2013 года № 166-т/1 «Об утверждении методических указаний по вопросу государственного регулирования тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов и услуги по использованию железнодорожной инфраструктуры общего пользования при грузовых перевозках», ФАС России от 10 декабря 2015 года № 1226/15 «Об индексации ставок тарифов, сборов и платы за перевозку грузов и услуги по использованию инфраструктуры при перевозках грузов, выполняемые (оказываемые) ОАО «Российские железные дороги».
107956

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма