На заседании Комитета по грузоперевозкам обсудили обращение Росжелдора о прекращении подготовки и выдачи заключений о возможности подачи и уборки вагонов на строящиеся железнодорожные пути необщего пользования

На заседании Комитета по грузоперевозкам обсудили обращение Росжелдора о прекращении подготовки и выдачи заключений о возможности подачи и уборки вагонов на строящиеся железнодорожные пути необщего пользования

13 декабря 2022

13 декабря 2022 года на Комитете по вопросам грузовых Совета потребителей было рассмотрено обращение Росжелдора касательно решения о прекращении подготовки и выдачи заключений о возможности подачи и уборки вагонов на строящиеся железнодорожные пути необщего пользования в период их строительства.
В соответствии с пунктом 2.17 приказа МПС России от 18.06.2003 г. № 26 «Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования» уполномоченным представителем МПС России должно выдаваться заключение о возможности подачи и уборки вагонов на строящиеся железнодорожные пути необщего пользования в период их строительства. По информации Росжелдора, после упразднения МПС России в 2004 году функции МПС России по оказанию государственных услуг были переданы Росжелдору. В связи с этим Росжелдор оказывал государственные услуги, в том числе осуществлял выдачу заключений о возможности подачи вагонов на строящиеся железнодорожные пути в период их строительства. Однако в Положение о Росжелдоре полномочия по выдаче указанных заключений не были включены.
По информации Росжелдора, Прокуратурой было внесено предписание устранить формальный подход при выдаче заключений и исключить условия для длительной бесконтрольной временной эксплуатации путей необщего пользования.
Учитывая незначительное количество обращений о выдаче заключений (около 20-25 в год), необходимость полного переиздания Правил в соответствии с ФЗ «Об обязательных требованиях» № 247-ФЗ от 31.07.2020 года, позиции Прокуратуры и Минтранса России Росжелдор считает достаточным заключение договора между ОАО «РЖД» и владельцем строящихся железнодорожных путей необщего пользования и рассматривает возможность прекращения выдачи заключений. Отмена ранее выданных заключений Росжелдора не предполагается.
В ходе обсуждения членами и экспертами Комитета, а также представителями ОАО «РЖД» и ФОИВов были высказаны различные мнения, предполагающие как сохранение полномочий Росжелдора по выдаче заключений, так и упразднение их как избыточного требования.

1. Аргументы за сохранение процедуры выдачи Росжелдором заключений, в т.ч. сохранение действующих Правил (приказ №26):
- функция разрешает эксплуатацию строящихся железнодорожных путей и, соответственно, обеспечивает безопасность перевозок на указанных железнодорожных путях;
- в соответствии с действующей в Правилах процедурой сейчас работают 10 крупных предприятий (например, ОТЭКО, Новотранс);
- наличие рисков признания недействительными заключаемых договоров между ОАО «РЖД» с владельцами строящихся железнодорожных путей необщего пользования в судах из-за отсутствия заключения Росжелдора (суды признают Правила действующими и руководствуются нормами, установленными в них);
- отказ в выдаче заключений поставит под сомнение ранее выданные заключения.

2. Аргументы за отмену выдачи разрешений
- вопрос подачи вагонов на строящиеся пути уже регулируется нормами Свода правил «Приемка и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта», утвержденного приказом Минтранса России 06.07.2015 г. № 207 (СП 236.1326000.2015);
- дублирование аналогичных процедур согласования временной эксплуатации строящихся железнодорожных путей необщего пользования с ОАО «РЖД», комиссионный осмотр ОАО «РЖД» для допуска локомотивов перевозчика на пути необщего пользования;
- у Росжелдора отсутствуют достаточные кадровые и иные ресурсы для выполнения функционала, не предусмотренного его положением.
В целом члены и эксперты Комитета поддержали сохранение за Росжелдором функции по выдаче заключений и отметили, что проблема связана с отсутствием четкого распределения полномочий после упразднения МПС России и прекращение Росжелдором выдачи заключений Росжелдором не отменяет действие п. 2.17 Правил.
В связи с этим, члены и эксперты Комитета предлагают урегулировать вопрос путем внесения изменения в нормативно-правовые акты:
1. Издание новых Правил (в соответствии с ФЗ «Об обязательных требованиях» № 247-ФЗ от 31.07.2020 года внесение частичных изменений в старый приказ МПС России не допускается) или разработка отдельного ведомственного нормативного акта в части подачи вагонов на строящиеся железнодорожные пути необщего пользования в ходе строительства;
2. Внесение изменений в его Положение Росжелдора.
Дополнительно необходимо проработать вопросы синхронизации новых изменений с положениями других актов, регулирующих сферу эксплуатации строящихся железнодорожных путей необщего пользования (в частности, распределение ответственности в случае возникновения транспортных происшествий на таких путях, увязка с Градостроительным Кодексом РФ, СП 236.1326000.2015 и т.д.).

По итогам заседания Комитета было решено:
1. В целом поддержать сохранение за Росжелдором функции по выдаче заключений о возможности подачи вагонов на строящиеся железнодорожные пути необщего пользования в период строительства по причине наличия обоснованных рисков для владельцев и пользователей строящихся железнодорожных путей необщего пользования.
2. Отметить, что прекращение выдачи заключений о возможности подачи вагонов на строящиеся железнодорожные пути необщего пользования в период строительства может быть реализовано исключительно путем внесения изменений в нормативно-правовые акты.
3. Рекомендовать Совету потребителей направить в Минтранс России и Росжелдор на рассмотрение свод позиций членов и экспертов Комитета и участников совещания, а также предложения по вариантам разрешения рассмотренной ситуации и (при необходимости) синхронизации с положениями других актов, регулирующих сферу эксплуатации строящихся железнодорожных путей необщего пользования.
202

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма