07 октября 2019 года на заседании Комитета по стратегии, инвестициям и программам развития ОАО «РЖД» были рассмотрены
проекты финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
Присутствующий на заседании первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» В.В. Михайлов представил доклад об основных параметрах проектов финплана и инвестпрограммы ОАО «РЖД».
Операционные показатели
Была представлена информация по прогнозам объемов погрузки и грузооборота, среднегодовых темпов их прироста, с учетом прогнозируемых макроэкономических параметров и конъюнктуры рынков на период 2020-2022 гг. по сравнению с параметрами, предусмотренными Долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» до 2025 г. (ДПР).
Тарифы
В связи с пересмотром Министерством экономического развития Российской Федерации прогноза по инфляции ОАО «РЖД» ожидает более низкую индексацию тарифов по сравнению с предусмотренной в ДПР:
- в 2020 г.: 3,5% против 3,6% в ДПР;
- в 2021 г.: 3,7% против 3,9%;
- в 2022 г.: 3,6% против 3,8%.
Тарифные инициативы сверх базовой индексации по формуле «Инфляция-0,1%» не предусмотрены.
Финансовые показатели
Несмотря на конъюнктурные изменения грузовой базы и снижение индексации, операционная прибыль (прибыль от продаж) и EBITDA за 2020-2022 гг. (были представлены данные по EBITDA в разбивке по годам) сохранены на уровне ДПР.
Чистая прибыль компании (за исключением выплат дивидендов по привилегированным акциям) будет направлена на реализацию инфраструктурных проектов, что предусмотрено ДПР и определено Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. № 2101-р (КПМИ).
Инвестиционная программа
Одним из основных приоритетов реализации инвестиционной программы является выполнение целевых задач, предусмотренных КПМИ, а также Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2018 г. №204.
В рамках КПМИ ОАО «РЖД» является участником 4 федеральных проектов: «Железнодорожный транспорт и транзит», «Высокоскоростное железнодорожное сообщение», «Коммуникации между центрами экономического роста» и «Северный морской путь».
На 2020-2022 гг. в инвестиционную программу включены новые проекты по развитию инфраструктуры ОАО «РЖД» – создание ВСМ Санкт-Петербург-Москва (проектирование), развитие железнодорожного узла Санкт-Петербурга, а также развитие отдельных железнодорожных узлов и станций, направленные на привлечение дополнительных объемов перевозок грузов.
Также в 2020-2022 гг. ОАО «РЖД» планирует направить средства на обновление инфраструктуры для обеспечения устойчивости производственного процесса и на обновление подвижного состава.
В 2020-2022 гг. также будут направлены средства на финансирование прочих проектов (развитие социальной инфраструктуры, взносы в уставный капитал ДЗО и др.).
В ходе обсуждения члены Комитета отметили:
В целом по инвестиционной программе
1. Для формирования стабильных долгосрочных условий финансирования инвестиционной программы на 2020-2022 гг. члены Комитета посчитали целесообразным поддержать предложение ОАО «РЖД» по использованию всей чистой прибыли на финансирование инвестиционной программы, без выплаты дивидендов по обыкновенным акциям, как предусмотрено проектом Финансового плана и Инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2020-2022 гг.
2. Члены Комитета также посчитали целесообразным рассмотреть законодательные инициативы ОАО «РЖД»:
- по совершенствованию нормативных актов, упрощающих и ускоряющих процедуры проектирования и строительства и нацеленных на обеспечение своевременной реализации комплексных инвестпроектов;
- по внесению изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 2013 г. № 941 и от 15 февраля 2017 г. № 190 в части нераспространения отдельных положений на развитие объектов железнодорожной инфраструктуры ОАО «РЖД», направленные на обеспечение устойчивого финансирование инвестиционных проектов за счет бюджетных источников.
В части пассажирских перевозок
3. Для недопущения сокращения объема перевозок пассажиров в пригородном сообщении, а также реализации программы обновления подвижного состава и развития пассажирской инфраструктуры необходимо:
- обеспечить в полном объеме компенсации потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры, оказываемые при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2016 г. №703;
- принять меры по погашению задолженности прошлых лет.
4. В соответствии с представленной инвестиционной программой ОАО «РЖД» планирует закупить 77 вагонов локомотивной тяги и 48 вагонов рельсовых автобусов. Для формирования полной картины эффективности использования данного подвижного состава, члены Комитета рекомендуют ОАО «РЖД» предоставить пояснения касательно:
- распределения участков планируемой эксплуатации МВПС на автономной тяге и вагонов на локомотивной тяге;
- возможностей по увеличению доли закупки МВПС на автономной тяге (для использования на неэлектрофицированных участках) вместо вагонов локомотивной тяги.
5. Касательно отдельных инфраструктурных проектов по развитию пассажирского движения члены Комитета рекомендовали ОАО «РЖД» представить следующую дополнительную информацию:
- по проекту электрификации направления Ожерелье-Узловая-Елец – комментарии: (а) о проработке ОАО «РЖД» вопросов и рисков, отраженных в экспертном заключении Совета потребителей № 34/2018-ЭЗ от 26.09.2018 г.; (б) о планируемом решении по электрификации Новомосковского узла (участок Маклец – Урванка - Бобрик – Донской): будет ли на участке сохранен постоянный ток или он будет переведен на переменный ток;
- по проекту строительства новой железнодорожной линии к Северному терминальному комплексу аэропорта Шереметьево: (а) обоснование принятого решения о реализации проекта за счет собственных средств ОАО «РЖД» (в экспертном заключении № 27/2018-ЭЗ от 13.07.2018 г. Совет потребителей рекомендовал рассмотреть альтернативные варианты финансирования с целью снижения финансовой нагрузки на компанию); (б) финансовую модель проекта; (в) схему организации движения;
- по проекту «Организация скоростного пассажирского железнодорожного сообщения Липяги-Самара-Тольятти-Южное»: ТЭО проекта (проект включен в пояснительную записку к инвестиционной программе, но материалы в Совет потребителей не представлялись).
В части грузовых перевозок
6. Члены Комитета также рекомендовали ОАО «РЖД» представить следующие дополнительные материалы:
- расшифровку инвестиций по строке Инвестиционной программы «Обновление объектов терминально-складского комплекса», а также комментарии об их взаимной увязке с мероприятиями, предусмотренными федеральным проектом «Транспортно-логистические центры»;
- анализ возможности включения в инвестиционную программу мероприятий по развитию инфраструктуры приграничных станций, расположенных на международных транспортных коридорах (Забайкальск, Наушки, Гродеково, Дзержинская Новая и др.);
- обновленные Детальные планы инвестиций до 2025 г. по годам по всем участкам основных инфраструктурных проектов (БАМ-Транссиб I этап, БАМ-2, включая Артышта-Междуреченск-Тайшет, Развитие контейнерного транзита за 7 суток, Подходы к Северо-Западу и АЧБ, Междуреченск-Тайшет I Этап) с указанием актуальных целевых показателей пропускных и провозных способностей, весом поезда по годам по каждому проекту. В детальных планах целесообразно сопоставить новые сроки инвестиций со сроками, предусмотренными ДПР, представив пояснения касательно причин переноса сроков в случае их изменения.
По итогам заседания Комитета было решено
направить в ОАО «РЖД» сформированный перечень вопросов по проекту финансового плана и инвестиционной программы на 2020 год и на плановый периода 2021-2022, а также
сформировать совместную рабочую группу Совета потребителей и ОАО «РЖД» с целью обсуждения:
- перечня участков, имеющих приоритетное значение для развития Восточного полигона, реализацию которых нужно запланировать в приоритетном порядке при корректировке инвестиционной программы;
- комплекса технологических мероприятий, не требующих значительных инвестиций, но позволяющих обеспечить вывоз грузов, не дожидаясь окончания строительных работ (закупка локомотивов, имеющих поосное регулирование силы тяги, система интервального регулирования поездов, оптимизация пассажирского движения и пр.).
8209