Экспертный совет при Правительстве РФ совместно с советом потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» проанализировал проект сетевого плана-графика мероприятий по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва—Казань» (ВСМ). По итогам этой работы эксперты подготовили ряд предложений в части независимого публичного технологического и ценового аудита (ТЦА) проектной документации и совершенствования общественного контроля за реализацией проекта.
Экспертный совет и совет потребителей предлагают проводить ТЦА поэтапно, по отдельному плану, который будет синхронизирован с этапностью реализации проекта ВСМ и который нужно согласовать в срок до мая-июня 2015 г., соисполнителями при этом предлагается сделать совет потребителей и министра по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова. ТЦА этапов проекта, согласно предложениям экспертов, должен проводиться в срок с ноября 2015 г. по октябрь 2016 г.
План проведения ТЦА, по мнению экспертов, должен включать общественно-экспертное обсуждение технического задания на ТЦА проектной документации, его согласование с Экспертным советом в августе-сентябре 2015 г., выбор исполнителей независимого ТЦА в октябре-ноябре 2015 г, общественно-экспертное обсуждение результатов ТЦА в январе-октябре 2016 г.
Экспертный совет считает целесообразным проведение ТЦА также на этапе строительства.
В заключении подчеркивается, что план-график необходимо будет актуализировать с учетом обновленной организационно-правовой и финансовой моделей, утвердить которые планируется в июне 2015 г.
Также Экспертный совет считает целесообразным проведение ТЦА в отношении инвестиционного проекта по выбору подвижного состава и разработке его технических характеристик до принятия решения Правительства РФ.
Обеспечить проведение обязательного технологического и ценового аудита всех крупных инвестиционных проектов с государственным участием Правительству поручил Президент России. Для сопровождения этого процесса на базе Экспертного совета создана рабочая группа, под эгидой Открытого правительства проводится экспертное обсуждение крупнейших инвестпроектов с госучастием. Опыт сопровождения этих проектов лег в основу разработанной Экспертным советом и утвержденной Правительством «дорожной карты» поэтапного внедрения технологического и ценового аудита инвестиционных проектов субъектов естественных монополий.
Проект строительства высокоскоростной магистрали «Москва—Казань» стал третьим мегапроектом, результаты технологического и ценового аудита которого прошли через публичные слушания в формате Открытого правительства. Они состоялись 7 июля 2014 года в рамках заседания двух комитетов совета потребителей РЖД — инвестиционного и по пассажирским перевозкам — с участием привлеченных экспертов, консультантов, представителей общественных организаций и компаний отрасли. Совет потребителей создан для осуществления общественного контроля за инвестпрограммой и тарифами госкомпании в соответствии с утвержденной в сентябре Концепцией создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий. Этот документ был разработан Экспертным советом при Правительстве.
Два других мегапроекта, также заявленных к реализации Президентом РФ Владимиром Путиным в рамках Петербургского экономического форума в 2013 году — по модернизации БАМа и Транссиба и по строительству ЦКАД, — сопровождает Экспертный совет при Правительстве.
Участок «Москва—Казань» в будущем может стать частью высокоскоростной магистрали «Москва—Пекин», стоимость строительства которой оценивается в 7 трлн рублей. Время в пути от Москвы до Казани по новой магистрали составит 3,5 часа против нынешних 14 часов.
Ранее совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» уже рассмотрел основные параметры проекта технического задания на проведение инженерных изысканий и разработку проектной документации для строительства магистрали, заключение по проекту было утверждено членами совета потребителей 12 февраля.
Совет потребителей отметил высокий уровень подготовленных материалов и проработанности предпроектных решений. В то же время эксперты сочли, что выбранная трассировка ВСМ недостаточно учитывает возможности создания транспортно-пересадочных узлов.
"Представляется правильным выбор существующих железнодорожных вокзалов в Москве и Нижнем Новгороде как места размещения вокзалов ВСМ, а также трассирование линии ВСМ через аэропорт в Нижнем Новгороде», — говорилось в экспертном заключении.
Эксперты тогда предложили заново проработать этапность строительства с тем, чтобы первые вводимые этапы демонстрировали эффективность ВСМ как для пассажиров, так и для российской экономики в целом.
26480