Совет потребителей рассмотрел перечень объектов строительства Восточного полигона и проект приказа Минтранса России об определении кратчайшего расстояния перевозки грузов

Совет потребителей рассмотрел перечень объектов строительства Восточного полигона и проект приказа Минтранса России об определении кратчайшего расстояния перевозки грузов

27 августа 2021

27 августа 2021 года Совет потребителей рассмотрел представленный ОАО «РЖД» перечень объектов капитального строительства федерального проекта «Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона железных дорог», а также проект приказа Минтранса России «Об утверждении Порядка определения кратчайшего расстояния, на которое осуществляются перевозки грузов».

Перечень объектов капитального строительства федерального проекта «Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона железных дорог» подготовлен в рамках исполнения поручения по пункту 11 раздела I протокола заседания Президиума Правительственной комиссии по транспорту №5 от 28.05.2021 г.

Совет потребителей поддерживает представленный Перечень ОАО «РЖД» при условии дополнения его мероприятием «Ремонтное локомотивное депо Тында-Северная. II этап».
Данный объект был включен в детальный план проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей (второй этап)», но не вошел в Перечень ОАО «РЖД».
Выполнение реконструкции депо Тында-Северная имеет критическое значение для обеспечения работоспособности парка тягового подвижного состава на БАМе и достижения целевых показателей Восточного полигона в целом. По мнению Совета потребителей, данный объект является важной частью проекта развития Восточного полигона, и его реализация должна мониториться наряду с другими объектами капитального строительства.

Дополнительно Совет потребителей обращает внимание на следующее.

1) Увязка с другими проектами развития Восточного полигона
В перечень ОАО «РЖД» включены мероприятия проектов «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей (второй этап)» и «Транссиб за 7 суток».
При этом Совет потребителей отмечает, что для достижения утвержденных показателей II этапа развития Восточного полигона принципиально важно завершить строительство и ввести в эксплуатацию объекты следующих проектов: «I этап развития Восточного полигона», «Комплексное развитие участка Междуреченск – Тайшет Красноярской ж.д.» и «Увеличение пропускной способности участка Артышта – Междуреченск – Тайшет».
Совет потребителей предлагает для указанных проектов также провести актуализацию перечня объектов капитального строительства, необходимых для завершения мероприятий Восточного полигона, с последующим мониторингом хода их реализации.

2) Выполнение приоритетных мероприятий в 2021 г.
Совет потребителей отмечает, что для достижения целевых показателей проекта развития Восточного полигона важное значение в 2021 г. имеет:

I. Ввод 39 приоритетных объектов, обеспечивающих максимальный рост пропускной и провозной способностей Восточного полигона, в том числе объектов, отвечающих за бесперебойную работу энергетического и локомотивного хозяйств:

Выходы из Кузбасса (Междуреченск – Тайшет) - 7 объектов:
- строительство вторых путей: Тагул – Тайшет, Лукашевич – Кравченко, Кой – Лукашевич, Мана – Хабайдак, Междуреченск – Карай;
- строительство двухпутной вставки: Кой – Хабайдак;
- усиление системы тягового электроснабжения.

Транссибирская железнодорожная магистраль (Тайшет – Хабаровск) - 9 объектов:
- реконструкция ж.д. станций: Зима, Мегет, Касьяновка, Карымская, Чернышевск-Забайкальский, Сковородино;
- строительство третьего главного пути на перегоне Слюдянка II – Слюдянка I;
- реконструкция локомотивного депо: Чита;
- усиление системы тягового электроснабжения.

Байкало-Амурская железнодорожная магистраль - 12 объектов:
- строительство вторых путей: Ункур – Чильчи, Лена-Восточная – Предленский, Предленский – Чудничный, Чудничный – Звездная, Дабан – Гоуджикит, Сакукан – Салликит, Икабъекан – Сенаторский, Силип – Заболотное, Дельбичинда – Дабан;
- строительство двухпутной вставки: Тыя – Северобайкальск;
- реконструкция локомотивного депо: Тында-Северная;
- строительство автоблокировки Беркакит – Нерюнгри.

Подход к южным портам Дальневосточного бассейна (Хабаровск – Находка-Восточная) - 7 объектов:
- реконструкция станций: Уссурийск, Смоляниново, Новонежино, Красноармейский, Находка-Восточная;
- реконструкция пункта технического обслуживания локомотивов: Уссурийск;
- строительство тяговых подстанций: Шмаковка.

Подход к северным портам Дальневосточного бассейна (Комсомольск-Сортировочный – Ванино) - 4 объекта:
- реконструкция станций: Комсомольск-Сортировочный, Селихин;
- строительство второго пути: Эльдиган – Тудур;
- реконструкция локомотивного депо: Амурское (Комсомольск).

II. Разработка «Схемы внешнего энергоснабжения направления Кузбасс – Дальний Восток на период до 2025 г.». Мероприятие включено в детальный план БАМ-2, но не является объектом капитального строительства и поэтому не включено в Перечень ОАО «РЖД». Вместе с тем данное мероприятие является важным для синхронизации развития энергетического комплекса ОАО «РЖД», ПАО «Россети» и ПАО «РусГидро». Совет потребителей считает, что несинхронное развитие объектов энергетического комплекса несет риски несвоевременного ввода объектов внешнего электроснабжения, что не позволит обеспечить (1) достаточную мощность тяговых подстанций для реализации заданных межпоездных интервалов (8 мин), в том числе при пропуске поездов массой 7100 тонн, (2) своевременное внедрение технологии «виртуальной сцепки».

В связи с этим Совет потребителей предлагает ОАО «РЖД» представить информацию о текущем статусе выполнения работ по указанным мероприятиям (объектам), а также прогноз их выполнения по итогам 2021 года.

Также на заседании был рассмотрен проект приказа Минтранса России «Об утверждении Порядка определения кратчайшего расстояния, на которое осуществляются перевозки грузов».

1. Изменение расчета кратчайшего расстояния перевозки по отдельным маршрутам
Представленный проект приказа Минтранса актуализирует действующий порядок определения кратчайшего расстояния перевозки грузов по отдельным участкам и направлениям и предусматривает ряд новых исключений, предполагающих расчет не по кратчайшему расстоянию, а по альтернативному маршруту с большим расстоянием перевозки.
Совет потребителей поддерживает отдельные новые исключения при расчете кратчайшего расстояния, включенные в проект приказа Минтранса (например, п. 26 перевозки по участку Стойленская – Чугун II – Новолипецк), которые были обоснованы ОАО «РЖД» изменением технологии перевозки грузов.
Вместе с тем проект приказа содержит ряд исключений, которые являются новыми и ранее не обсуждались с грузоотправителями (пп. 29-33 проекта приказа Минтранса). При этом в материалах не представлены обоснования предлагаемых изменений.
Например, сейчас для прямых отправительских маршрутов из Кузбасса в направлении портов Дальнего Востока кратчайшее расстояние рассчитывается или через станцию Мариинск (при отправке со станций Кузбасского региона, расположенных севернее), или через станцию Междуреченск (при отправке со станций Кузбасского региона, расположенных южнее). В п. 31 проекта приказа Минтранса расчет предлагается осуществлять только через Мариинск, в том числе для перевозок, где кратчайшим расстоянием является маршрут через станцию Междуреченск. Для таких маршрутов предлагаемое изменение приведет к увеличению расстояния, используемого для расчета тарифов, и, соответственно, стоимости перевозки (например, для маршрута Новокузнецк-Сев. – Находка-эксп. увеличение расстояния при расчете через станцию Мариинск составит 573 км).
Совет потребителей считает, что предлагаемые изменения порядка расчета, предполагающие расчет не по кратчайшему расстоянию, а по альтернативному маршруту с большим расстоянием перевозки, требуют дополнительного обоснования с учетом возможного изменения технологии перевозок, а также влияния изменений на грузоотправителей (изменение стоимости перевозок, сроков доставки грузов, объемов вывоза и т.д.).

2. Изменение расстояния перевозки при проведении ремонтных работ
Действующей редакцией приказа Минтранса при проведении плановых работ по ремонту и реконструкции железнодорожной инфраструктуры предусмотрена возможность перевозки по объявляемым владельцем инфраструктуры (ОАО «РЖД») маршрутам при согласовании с грузоотправителем.
Пунктом 18 проекта приказа Минтранса предлагается распространить такую практику на все работы по ремонту и реконструкции железнодорожной инфраструктуры (не только плановые). При этом ОАО «РЖД» раскрывает информацию только о плановых работах.
Предлагаемое расширение возможности перевозки по объявляемым ОАО «РЖД» маршрутам несет риски неопределенности и непрогнозируемости расчетов тарифов.
При этом Совет потребителей отмечает, что компенсация дополнительных затрат перевозчика при перевозке грузов более длинным маршрутом, отличным от кратчайшего в силу различных условий, в т.ч. проведения ремонтных работ, предусмотрена в Прейскуранте 10-01 через введение дополнительного коэффициента разрыва между тарифными и эксплуатационными тонно-километрами в размере 1,04. Соответственно, перевозка грузов перевозчиком различными маршрутами, не всегда оптимальными с точки зрения расстояния, но оптимальными для перевозчика с точки зрения технологии перевозки и поддержания инфраструктуры в исправном состоянии, уже учтена в тарифной системе через коэффициент 1,04.

3. Прочие предложения
Совет потребителей предлагает уточнить, что порядок определения кратчайшего расстояния распространяется не только на перевозку грузов, но и на перевозку порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику.

9024

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма