22 ноября 2022 года на заседании Комитета по стратегии, инвестициям и программам развития ОАО «РЖД» были рассмотрены
перечень приоритетных объектов, реализуемых в составе федерального проекта «Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона железных дорог» и в наибольшей степени влияющих на развитие пропускных и провозных способностей Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, а также вопросы
выполнения поквартального графика достижения целевых показателей инвестпроекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей».
Протоколом совещания у А.Р. Белоусова от 29.09.2022 г. № АБ-П50-240пр и протоколом совместного заседания президиума Правительственной комиссии по транспорту и комиссий Государственного Совета Российской Федерации по направлениям «Транспорт» и «Энергетика» от 07.10.2022 г. № 5 поручено ОАО «РЖД» совместно с Советом потребителей подготовить
перечень первоочередных объектов второго этапа Восточного полигона, в наибольшей степени влияющих на развитие пропускных и провозных способностей.
В части перечня приоритетных проектов
В рамках выполнения поручений Совет потребителей направил в ОАО «РЖД» предложения по включению в перечень первоочередных объектов 2 этапа Восточного полигона 170 объектов (письмо Совета потребителей от 10.10.2022 г. исх. № 108). Из 170 объектов, предложенных Советом потребителей на 2022-2024 гг., ОАО «РЖД» выделило 40 объектов, оказывающих наибольшее влияние на достижение целевых показателей, в т.ч. со сроком ввода во временную эксплуатацию в 2022 году – 5 объектов и в 2023 году – 35 объектов (письмо ОАО «РЖД» от 02.11.2022 г. № ИСХ-26167).
В ходе обсуждения члены Комитета отметили, что в соответствии с поручениями в перечень объектов необходимо включить все приоритетные объекты (не только на 2022 и 2023 годы) и рекомендовали ОАО «РЖД» направить в Совет потребителей перечень первоочередных объектов второго этапа Восточного полигона, предлагаемых к реализации в 2024 году.
При определении приоритетов ОАО «РЖД» предлагает включать в перечень только объекты, которые непосредственно влияют на достижение целевых показателей и требуют особого контроля. В частности, в 2023 году ОАО «РЖД» предлагает исключить 13 объектов, предложенных Советом потребителей, которые планируются к реализации, но по расчетам ОАО «РЖД» не оказывают влияние на достижение целевых показателей и не требуют детального и постоянного мониторинга.
Также ОАО «РЖД» не включает в перечень приоритетов 2023 года 3 объекта по следующим причинам:
- 2 объекта отсутствуют в проекте Восточного полигона (Молчан – Звездная, Барановский – Гвоздево). Информация о реализации указанных объектов не представлена;
- 1 объект будет введен в эксплуатацию в 2022 году (разъезд Апкан на перегоне Мони – Эворон).
С учетом проведенного обсуждения члены Комитета предложили ОАО «РЖД» направить в Совет потребителей перечень всех объектов, которые компания предлагает не включать в перечень приоритетов, с пояснением причин. В частности, по объектам 2023 года:
- расчеты, подтверждающие оценку ОАО «РЖД» об отсутствии влияния ввода этих объектов на достижение целевых показателей провозной способности участков Восточного полигона, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2021 г. № 1100-р (далее – паспорт 2 этапа Восточного полигона);
- комментарии о причинах исключения 2 объектов (Молчан – Звездная, Барановский – Гвоздево) из перечня объектов Восточного полигона, учитывая, что в 2020 году эти объекты ранее были включены в детальные планы 2 этапа Восточного полигона и проекта «Транссиб за 7 суток», а также в перечень 226 приоритетов Восточного полигона, согласованный ОАО «РЖД» и Советом потребителей (протокол от 06.03.2020 г. № ЦД-200/пр);
- перечень объектов, перенесенных из проекта развития 2 этапа Восточного полигона в программы дирекций ОАО «РЖД» (с указанием дирекций). Например: Барановский – Хасан перенесен в программу Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД».
В части своевременной корректировки графика движения поездов
Нормативный график движения поездов на 2023 год разрабатывается, когда часть объектов Восточного полигона еще не введена в эксплуатацию (например, на 2023 год график утверждается в декабре 2022 года, а ввод части объектов ожидается 30.12.2022 г.). По мнению членов Комитета, это несет риски формирования графика движения поездов без учета ожидаемого в 2022 году увеличения пропускной способности инфраструктуры за счет вновь вводимых объектов и неполной загрузки построенной инфраструктуры.
Члены Комитета считают целесообразным рекомендовать ОАО «РЖД» учитывать при разработке графика движения поездов на 2023 год планы ОАО «РЖД» по завершению строительных мероприятий в конце 2022 года. Это позволит грузоотправителям планировать отправки уже на январь 2023 года и подавать заявки на перевозки в восточном направлении с учетом дополнительной провозной способности инфраструктуры, а ОАО «РЖД» согласовывать эти заявки, начиная с января 2023 года.
В части развития выходов из Кузбасса
В паспорте 2 этапа Восточного полигона запланирована реализация мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры на участках Артышта – Междуреченск и Междуреченск – Тайшет, которые обеспечат освоение перспективного грузопотока из Кемеровской области – Кузбасса в восточном направлении на экспорт (в 2023 году – 63 млн тонн и в 2024 году – 68 млн тонн).
По информации ОАО «РЖД» работы на участке Междуреченск – Тайшет будут завершены в 2022 году. Также компанией была проведена подготовительная работа для начала работ на объектах Артышта – Тайшет, привлечены 6 подрядных организаций. При этом в рамках рассмотрения инвестиционной программы компании финансирование проекта, в том числе по междорожной станции Мариинск, было снижено с 20 до 7 млрд руб. В связи с этим, в 2023 году ввод новых объектов по этому проекту не предусмотрен.
Члены Комитета рекомендовали ОАО «РЖД» проработать возможность увеличения финансирования по проекту Артышта – Тайшет для обеспечения вывоза грузовой базы через Восточный полигон.
В части мониторинга реализации приоритетных объектов
В ходе обсуждения члены Комитета отметили важность обеспечения притока грузов на вновь введенные провозные мощности и рекомендовали ОАО «РЖД» направить в Совет потребителей информацию о фактическом пропуске грузов по участкам, определенным в паспорте 2 этапа Восточного полигона. По мнению членов Комитета, это позволит отслеживать динамику сдачи строительных объектов на всем Восточном полигоне.
По итогам обсуждения было решено рекомендовать ОАО «РЖД» направить в Совет потребителей 1) информацию о первоочередных объектах, предлагаемых компанией к реализации в 2024 году, а также перечень объектов, не включенных в перечень первоочередных, с пояснением причин; 2) перечень объектов, перенесенных из проекта развития 2 этапа Восточного полигона в программы дирекций ОАО «РЖД» (с указанием дирекций), и подтверждение достижения целевых параметров провозной способности по участкам, утвержденных в паспорте 2 этапа Восточного полигона.
Кроме того, было решено рекомендовать ОАО «РЖД» формировать планируемый график движения поездов с 01.01.2023 г. с учетом завершения строительства объектов в конце 2022 года, проработать возможность увеличения финансирования по проекту Артышта – Тайшет, а также направить в Совет потребителей информацию о фактическом пропуске грузов через контрольные сечения КПМИ.
Также на заседании Комитета в рамках запроса Администрации Президента Российской Федерации был рассмотрен отчет Минтранса России о ходе реализации Восточного полигона, включая
выполнение поквартального графика достижения целевых показателей с указанием сроков ввода объектов и причин сдвига сроков «вправо» объектов 1 этапа Восточного полигона, а также информацию о
строительстве 10 объектов, рекомендованных к реализации на совещании у помощника руководителя Администрации Президента Российской Федерации А.Б. Яновского в сентябре 2021 г.
В части достижения целевых показателей
Члены Комитета рассмотрели представленную в Отчете информацию о выполнении в 2022 году целевых показателей, отраженных в паспорте 2 этапа Восточного полигона (пропускная и провозная способность и вес поезда) по отдельным участкам, и в целом согласились с представленными выводами о достижении показателей пропускной и провозной способности по итогам 4 квартала 2022 года (158 млн тонн на сечении) за счет ввода в эксплуатацию:
- 15 объектов 1 этапа Восточного полигона, не введенных в 2021 году, в том числе 6 приоритетных объектов 1 этапа Восточного полигона, указанных в заключении Совета потребителей от 01.08.2022 г. № 03/2022-ЭЗ. По комментариям ОАО «РЖД» из 6 приоритетных объектов 4 объекта уже введены в эксплуатацию, а 2 объекта (Штурм – Горелый и Сакукан – Салликит) будут готовы к вводу в декабре 2022 года;
- 8 объектов 2 этапа Восточного полигона, которые включены Советом потребителей в перечень приоритетных объектов на 2022 год (письмо Совета потребителей в ОАО «РЖД» от 10.10.2022 г. исх. № 108).
При этом члены Комитета отметили, что на отдельных участках (например, участок Тайшет – Лена-Восточная) предусмотрен прирост показателей пропускной и провозной способности по итогам 2022 года без ввода в эксплуатацию объектов железнодорожной инфраструктуры.
Установленный целевой показатель на уровне 158 млн тонн достигается по отдельным сечениям на участках, определенных ОАО «РЖД». Члены Комитета рекомендовали ОАО «РЖД» предоставить:
- комментарии, за счет каких мероприятий планируется обеспечить рост целевых показателей на участках, где не запланирован ввод объектов инфраструктуры (усиление энергоснабжения, изменение графика движения и т.д.);
- информацию о пропускной способности участков в разрезе грузовых поездов (в Отчете представлена общая пропускная способность без выделения количества грузовых поездов).
В части дополнительных объектов
На совещании у помощника руководителя Администрации Президента Российской Федерации А.Б. Яновского (протокол от 07.09.2021 г. № 1) ОАО «РЖД» рекомендовано обеспечить строительство 10 дополнительных объектов.
Представители ОАО «РЖД» отметили, что:
- 4 объекта, не вошедшие в перечень 226 приоритетных объектов (ст. Зима, ст. Касьяновка, ст. Карымская, ст. Находка-Восточная), уже введены в эксплуатацию, а участок Ункур – Чильчи находится на завершающей стадии и в настоящее время не сдерживает пропуск грузовых поездов;
- остальные объекты (Смоляниново – Стрелковая, Дорогино – Посевная, Путевой пост 102 км – Черепаново, ст. Кирба, мост через р. Абакан) в настоящее время не включены в перечень объектов Восточного полигона.
Члены Комитета отметили, что 5 объектов, которые не включены в инвестиционную программу ОАО «РЖД», ранее не входили в перечень мероприятий по развитию Восточного полигона и в бюджет проекта, не включались Советом потребителей в список приоритетных объектов, оценка их влияния на достижение целевых пропускных и провозных способностей не проводилась.
По итогам проведенного обсуждения члены Комитета решили:
1. В целом согласиться с представленными в Отчете выводами о планируемом ОАО «РЖД» достижении целевых показателей пропускной и провозной способности магистралей по итогам 2022 года с учетом ввода в эксплуатацию до конца 2022 года всех приоритетных объектов, рекомендованных Советом потребителей, и предоставления информации, указанной в п. 2.
2. Рекомендовать ОАО «РЖД» дополнить Отчет:
- комментариями, за счет каких мероприятий планируется обеспечить рост пропускной и провозной способности для достижения целевых показателей на участках, где не запланирован ввод объектов инфраструктуры (усиление энергоснабжения, изменение графика движения и т.д.);
- информацией о пропускной способности участков в разрезе грузовых поездов.
3. В части объектов, рекомендованных к реализации по итогам совещания у помощника руководителя Администрации Президента Российской Федерации А.Б. Яновского, отметить информацию ОАО «РЖД»:
- о завершении работ на 4 объектах (ст. Зима, ст. Касьяновка, ст. Карымская, ст. Находка-Восточная);
- о статусе проведения работ на участке Ункур – Чильчи (находится на завершающей стадии и в настоящее время не сдерживает пропуск грузовых поездов);
- об отсутствии 5 объектов (Смоляниново – Стрелковая, Дорогино – Посевная, Путевой пост 102 км – Черепаново, ст. Кирба, мост через р. Абакан) в проекте развития инфраструктуры Восточного полигона и в инвестиционной программе ОАО «РЖД».
4. Отметить, что 5 объектов, которые не включены в инвестиционную программу ОАО «РЖД», ранее не входили в перечень мероприятий по развитию Восточного полигона и в бюджет проекта, не включались Советом потребителей в список приоритетных объектов, оценка их влияния на достижение целевых пропускных и провозных способностей не проводилась.
1839