Обсуждение проекта приказа ФАС России о снижении размера сбора за возврат билета

Обсуждение проекта приказа ФАС России о снижении размера сбора за возврат билета

28 апреля 2020

28 апреля 2020 года состоялось заочное заседание Комитета по вопросам пассажирских перевозок, на котором был рассмотрен проект приказа ФАС России «О внесении изменения в приказ ФСТ России от 27 июля 2010 года № 156-т/1 «Об утверждении тарифов, сборов и платы на работы (услуги), связанные с перевозкой пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении и пробегом пассажирских вагонов, выполняемые в составе дальних поездов ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Федеральная пассажирская компания», ОАО «Пассажирская компания «Сахалин», ОАО «АК «Железные дороги Якутии» и на работы (услуги) по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО «Российские железные дороги», ОАО «АК «Железные дороги Якутии», при данных перевозках, цен (тарифов) на работы (услуги) по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО «Российские железные дороги» при осуществлении перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, а также правил их применения (Тарифное руководство)».

Проект приказа ФАС был размещен для публичного обсуждения на федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru (ID проекта 04/15/04-20/00101428). Проектом приказа предлагается снизить максимальный размер сбора за оформление возврата денежных средств за неиспользованный проездной документ на проезд пассажиров железнодорожным транспортом в поездах дальнего следования с 99 рублей до 1 рубля в ценах 2010 года (с 210 руб. 60 коп. до 2 руб. 13 коп. в ценах 2020 года).

По мнению членов Комитета, проект Приказа в данной редакции несет риски для перевозчиков и пассажиров.

1) Отсутствие необходимости в принятии отдельного приказа ФАС России
Действующий приказ ФАС России (от 20.09.2019 г. №1232/19) устанавливает максимальный размер сбора за оформление возврата билета. Это позволяет перевозчикам в дальнем следовании самостоятельно вводить пониженный сбор за оформление возврата билета.
В рамках данной нормы, а также следуя рекомендациям Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции, направленным на ограничение перемещения граждан, холдинг «РЖД» принял решение не взимать данный сбор за оформление возврата билетов на поезда отправлением с 1 апреля по 1 июня 2020 года. При этом ОАО «РЖД» и АО «ФПК» готовы корректировать срок действия своего решения по мере изменения эпидемиологической обстановки.

2) Бессрочность действия пониженного тарифа
ФАС России обосновывает снижение ставки сбора необходимостью уменьшения количества возможных конфликтных ситуаций в случае массового возврата билетов в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации. При этом проект Приказа не содержит ограничений по сроку его действия. По мнению членов Комитета это может привести к тому, что пониженный сбор будет действовать и после завершения неблагоприятной эпидемиологической ситуации.

3) Размер тарифа не покрывает затраты на возврат билетов
По данным перевозчика АО ТК «Гранд Сервис Экспресс», предлагаемый размер сбора в размере 2 руб. 13 коп. (в ценах 2020 года) существенно ниже расходов на оформление возврата билета. В частности, по оценкам перевозчика, себестоимость данной операции составляет 208 и 274 руб. (без НДС) при возврате на сайте или в кассах продаж, и от 38 до 100 руб. (без НДС) при возврате через мобильные приложения агентов.
Члены Комитета отмечают, что согласно действующему антимонопольному законодательству в случае установления сбора ниже экономически обоснованного уровня затрат, субъект регулирования (перевозчик) вправе требовать возмещения выпадающих доходов (согласно Федеральному закону «О естественных монополиях» от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ).
По оценкам АО «ФПК» в случае установления пониженного сбора без компенсации выпадающих доходов потери всех пассажирских перевозчиков составят более 1 млрд руб. до конца 2020 года и более 1,5 млрд руб. в год в дальнейшем (исходя из оценки 2019 года). Это дополнительно усугубит финансовое положение пассажирских перевозчиков, которые в текущих условиях столкнулись с глубоким падением объемов перевозок (по итогам января-апреля 2020 г. пассажирооборот в дальнем следовании снизился на 22%, при этом в апреле – на 77%).

4) Риск создания искусственного дефицита и роста цен на билеты
Наличие платы за возврат билетов (210 руб. в текущих ценах) стимулирует пассажиров более аккуратно планировать свои поездки, а перевозчику точнее оценивать спрос на свои услуги. В частности, для пикового сезона данный сбор играет роль некого ограничителя для одновременной покупки нескольких билетов на разные даты с последующим возвратом неиспользованных.
Предлагаемое ФАС России сокращение платы за возврат билетов устраняет данный ограничитель, что в пиковый сезон может привести к искусственному дефициту билетов, которые незадолго до поездки будут сдаваться.
В такой ситуации часть пассажиров, желающих воспользоваться услугами железнодорожного транспорта, не смогут заранее приобрести билеты и могут отказаться от поездки или выберут альтернативный транспорт. При этом перевозчики могут столкнуться с неполной загрузкой поездов даже в пиковый сезон, что приведет к ухудшению их операционных и финансовых показателей.
Кроме того, искусственный рост спроса может привести к росту цен на перевозки в рамках действующей в АО «ФПК» системы динамического ценообразования (охватывает перевозки в вагонах купе, СВ, люкс, вагонах с местами для сидения скоростных поездов внутригосударственного сообщения), которая учитывает динамику продаж и соответственно корректирует стоимость билетов.

С учетом отмеченных рисков, а также принимая внимание фактически отмененные холдингом «РЖД» сборы за оформление возврата билетов на период распространения коронавирусной инфекции, по итогам заседания Комитета было решено рекомендовать Совету потребителей не поддерживать проект приказа ФАС России в представленной редакции.

8285

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма