19 ноября 2019 года состоялось совместное заседание Комитета по стратегии, инвестициям и программам развития ОАО «РЖД» и Комитета по вопросам пассажирских перевозок Совета потребителей. На заседании были рассмотрены
результаты ТЦА проектной документации по объектам Центрального транспортного узла и Октябрьской железной дороги, а также вопросы
дерегулирования пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в дальнем следовании.
В ходе обсуждения результатов ТЦА объектов «Строительство III главного пути на участке Солнечная-Апрелевка с реконструкцией станций» и «Строительство IV главного пути на участке Москва-Сортировочная – Киевская – Апрелевка» члены и эксперты Комитетов отметили, что, хотя проекты имеют разные титулы, они технологически связаны (работы выполняются в одном месте, но с разными сроками строительства и ввода в эксплуатацию).
По мнению членов и экспертов Комитетов, разделение технологически связанных проектов на отдельные титулы не всегда оптимально, поскольку может вести к избыточным расходам. В частности, ТЦА рассматриваемых объектов проводился разными аудиторскими компаниями. В результате аудиторы не всегда могут выделить возможные дублирующиеся работы и экономию от их оптимизации (например, на создание мест размещения строительных бригад – в случае выполнения работ одним подрядчиком, создание насыпи – при строительстве двух параллельных путей, часть насыпи одного пути может использоваться для последующего пути).
В части предпосылок по пассажиропотоку члены Комитетов отметили риск снижения пассажиропотока и, соответственно, размеров пассажирского движения на участке до аэропорта Внуково по сравнению с предусмотренным проектом «Строительства IV главного пути» из-за реализации проекта Правительства Москвы по продлению Солнцевской линии метро до аэропорта Внуково (переток пассажиров на новую метку метро).
При проектировании IV главного пути не учтены перспективы развития микрорайона Ново-Переделкино. В частности, дальнейшее развитие данного микрорайона может потребовать увеличения количества пригородных поездов, следующих по маршрутам, пересекающимися с движением на участке «Москва-Сортировочная – Киевская – Апрелевка». В перспективе это создает риск снижения пропускной способности данного участка.
По проекту «Строительство цеха экипировки моторвагонного депо на станции Подмосковная» эксперты Комитета по пассажирским перевозкам отмечают риск невыполнения целевых показателей по интервалу движения поездов на МЦК (предполагается снижение до 4 минут с текущих 12 минут) из-за необходимости пропуска поездов, следующих с внешнего радиуса кольца в/из депо, пересекая пути внутреннего радиуса МЦК.
В целом Комитетами были одобрены результаты технико-ценового аудита по представленным проектам. Однако эксперты посчитали целесообразным рекомендовать ОАО «РЖД» провести дополнительную оценку возможного изменения пассажиропотока по проекту «Строительство IV главного пути на участке Москва-Сортировочная – Киевская –Апрелевка» с учетом влияния проектов по продлению Солнцевской линии метро до аэропорта Внуково и перспективного развития микрорайона Ново-Переделкино.
Также ОАО «РЖД» было рекомендовано рассмотреть возможность реализации технологически связанных проектов «Строительство III главного пути на участке Солнечная – Апрелевка (с реконструкцией станций) и «Строительство IV главного пути на участке Москва-Сортировочная – Киевская – Апрелевка» одним подрядчиком.
Кроме того, эксперты рекомендовали ОАО «РЖД» по технологически связанным проектам в дальнейшем при проведении конкурсных процедур по выбору аудиторов выставлять такие проекты на конкурс одним лотом для повышения эффективности ТЦА и выявления возможного дублирования затрат при их реализации.
На заседании был также рассмотрен
проект приказа ФАС России о дерегулировании перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа, осуществляемых в плацкартных и общих вагонах в составе поездов дальнего следования ОАО «Российские железные дороги», АО «Федеральная пассажирская компания», ОАО «Пассажирская компания «Сахалин», АО «АК «Железные дороги Якутии», АО ТК «Гранд Сервис Экспресс» по маршруту Москва – Санкт-Петербург и в обратном направлении.
В ходе обсуждения участники заседания в целом поддержали предложение ФАС России по поэтапному дерегулированию пассажирских перевозок. Вместе с тем, в части рассматриваемого проекта приказа, члены и эксперты Комитета по пассажирским перевозкам отметили ряд вопросов, требующих дополнительного анализа:
- в пояснительной записке к проекту приказа отсутствует обоснование принимаемого решения с учетом анализа состояния конкуренции на предлагаемом экспериментальном маршруте (такой анализ должен быть проведен согласно приказу ФАС России от 28.04.2010 г. №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке»);
- в материалах не представлена оценка влияния отмены регулирования тарифов на стоимость и объемы перевозки в плацкартных и общих вагонах по маршруту Москва – Санкт-Петербург и в обратном направлении;
- по мнению членов и экспертов Комитета по пассажирским перевозкам при отмене регулирования тарифов и отсутствия механизмов компенсации потерь перевозчикам существует риск сокращения объемов пассажирских перевозок в плацкартных и общих вагонах из-за возможного роста стоимости проезда на данном направлении;
- проект приказа и пояснительные материалы не содержат информации о порядке предоставления субсидий перевозчикам при перевозке граждан, имеющих право на социальную помощь, в плацкартных и общих вагонах в составе маршрутов, в которые входит участок Москва – Санкт-Петербург (например, на маршруте Москва – Мурманск не понятны принципы расчета компенсации таких затрат перевозчикам).
В целом на заседании Комитетов было решено поддержать инициативу ФАС России по поэтапному дерегулированию пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в дальнем следовании при условии проведения предварительного анализа и обсуждения с участниками рынка и экспертами влияния данных инициатив на доступность услуги перевозки для пассажиров, финансовое состояние перевозчиков и ОАО «РЖД». Однако члены Комитетов отметили целесообразность дополнительной проработки проекта приказа с учетом комментариев экспертов.
9217