26 ноября 2019 года состоялось заседание Комитета по вопросам тарифного регулирования Совета потребителей на котором были рассмотрены
предложения по тарифному регулированию перевозок грузов на Калининградском направлении и
предложения РСПП по внесению изменений в законодательство о тарифном регулировании транспортных работ и услуг, оказываемых на железнодорожных подъездных путях.
Вопросы тарифного регулирования перевозок грузов на Калининградском направлении были рассмотрены в рамках поручения Первого заместителя Председателя Правительства – Министра финансов Российской Федерации А.Г. Силуанова о рассмотрении предложений Правительства Калининградской области касательно
необходимости возобновления поддержки транспортного комплекса региона за счет бюджетных средств, установления сквозного тарифа, а также возможности определения ОАО «РЖД» единым оператором грузовых железнодорожных перевозок.
Присутствующие на заседании представители ОАО «РЖД» отметили, что в настоящее время перевозки грузов в Калининградскую область тарифицируются по Прейскуранту № 10-01 с применением дополнительных понижающих коэффициентов, в связи с чем выпадающие доходы ОАО «РЖД» составляют около 4 млрд руб. в год. При реализации предлагаемых изменений тарифного регулирования, а также при возможной отмене действующих тарифных скидок на литовской и белорусской железных дорогах потери ОАО «РЖД» могут увеличиться до 15-22 млрд руб. в год, нарастая при увеличении объема перевозок, что негативно скажется на сбалансированности утвержденной долгосрочной программы развития ОАО «РЖД».
Представители ОАО «РЖД» также отметили эффективность действующего до 2018 года постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 г. №423 о предоставлении Калининградской области федеральных межбюджетных трансфертов на компенсацию части затрат на перевозку железнодорожным транспортом готовых товаров, произведенных на территории Калининградской области, а также сырья и комплектующих для их производства, на территорию России.
Члены и эксперты Комитета отметили следующие риски представленных предложений:
- в случае введения предлагаемого сквозного тарифа на железнодорожные перевозки в/из Калининградской области в/из Российскую Федерацию скидки, предоставляемые в настоящее время железнодорожными администрациями Белоруссии и Литвы, могут быть отменены, что нивелирует эффект от введения сквозного тарифа для грузоотправителей;
- рост выпадающих доходов ОАО «РЖД» при изменении действующей системы тарификации перевозок грузов на Калининградском направлении без их компенсации со стороны бюджета Российской Федерации и региона может привести к разбалансировке долгосрочной финансовой модели ОАО «РЖД» и потребует увеличения тарифной нагрузки на грузоотправителей;
- при введении предлагаемых льготных тарифных условий на перевозки грузов в/из портов Калининградской области может измениться сложившаяся география перевозок и, как следствие, возникнуть недозагрузка других портов Северо-Западной части Российской Федерации, в развитие которых были направлены значительные инвестиции.
Таким образом, члены Комитета согласились с целесообразностью
проработки вопроса адресной бюджетной поддержки грузоотправителей для компенсации их потерь при грузовых железнодорожных перевозках между Калининградской областью и территорией Российской Федерации без изменения действующей системы тарифного регулирования перевозок грузов на Калининградском направлении.
В ходе обсуждения
предложений РСПП по внесению изменений в законодательство о тарифном регулировании транспортных работ и услуг, оказываемых на железнодорожных подъездных путях, участники заседания в целом согласились с проблематикой, обозначенной РСПП, отдельно отметив наличие следующих проблем:
- действующее регулирование услуг ППЖТ требует актуализации;
- в настоящее время отсутствует единый подход к тарификации услуг ППЖТ (даже в рамках одного региона), а применяемые РЭКами методики расчета тарифов непрозрачны;
- размер устанавливаемых тарифов, как правило, недостаточен для устойчивого обновления производственных активов ППЖТ, в частности, локомотивного парка;
- в отдельных случаях владельцы путей необщего пользования сокращают затраты на содержание и эксплуатацию ППЖТ за счет значительного ухудшения качества, в том числе допускается эксплуатация локомотивов при несоблюдении требований безопасности перевозок.
В ходе дискуссии члены и эксперты Комитета отметили, что предлагаемые РСПП изменения в законодательство о тарифном регулировании (вносимые в Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и в постановление Правительства РФ № 643) требуют дополнительного анализа последствий их применения.
Решение проблем сектора, в том числе обеспечения обновления изношенных основных фондов ППЖТ, требует выработки комплексного подхода, учитывающего:
- специфику разных групп ППЖТ, состояние их инфраструктуры и потребности в обновлении подвижного состава, особенности технического регулирования и контроля;
- возможности поставщиков маневровых локомотивов по удовлетворению перспективного спроса (при начале массового обновления изношенного парка локомотивов ППЖТ необходимо предварительно совместно с поставщиками маневровых локомотивов проработать вопросы расширения мощностей для исключения риска дефицита подвижного состава).
Для реализации данного подхода необходимо провести предварительный анализ деятельности ППЖТ и по его результатам подготовить «дорожную карту» по совершенствованию нормативного и тарифного регулирования ППЖТ, направленную на комплексное решение существующих проблем сектора, в том числе обновления основных фондов сектора.
В части вопроса, касающегося регулирования/дерегулирования деятельности ППЖТ членами и экспертами Комитета была отмечена актуальность ранее высказанной позиции Совета потребителей (в экспертном заключении по проекту постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении исчерпывающего перечня цен (тарифов), подлежащих государственному регулированию»), что работы на путях необщего пользования могут быть как естественно-монопольными, так и конкурентными.
В случае естественно-монопольного характера работ на путях необщего пользования (отсутствие или технологическая невозможность доступа для других участников) целесообразно сохранить регулирование. Итоговое решение о сохранении регулирования или дерегулировании соответствующих услуг целесообразно принимать отдельно для каждого конкретного случая в разных регионах после проведения соответствующего анализа.
Таким образом, членами Комитета было решено поддержать
необходимость принятия на государственном уровне комплексной программы («дорожной карты») по повышению эффективности деятельности ППЖТ, в том числе включающей совершенствование тарифного регулирования, направленного на определение объективной стоимости работ и услуг ППЖТ (с учетом инвестиционной составляющей на обновление основных средств), а также
проведения экономического и правового анализа последствий реализации предложений РСПП.
На заседании Комитета было также решено рекомендовать Совету потребителей
обратиться в ФАС России с предложением об организации работы по актуализации системы нормативного и тарифного регулирования деятельности ППЖТ с учетом высказанных членами и экспертами Комитета комментариев.
15451