Источник: "КоммерсантЪ"
Как стало известно "Ъ", ОАО РЖД может на ближайшие три года отказаться от введения экспортной надбавки на грузы с наибольшей долей железнодорожного тарифа в цене. Если эта мера будет утверждена, ряд товаров (уголь, железная руда, минудобрения) получат заметные экспортные преимущества перед другими железнодорожными грузами. По мнению аналитиков, это решение при всей его экономической обоснованности ухудшает прогнозируемость тарифной системы.
В пятницу, как и предполагал "Ъ" 2 декабря, у Дмитрия Медведева состоялось совещание о перспективах развития железнодорожной отрасли. Предваряя совещание, Дмитрий Медведев сказал, что инвестпрограмма ОАО РЖД на 2017 год увеличится до 470 млрд руб., не уточнив источник роста. В ранее обсуждавшейся версии фигурировала цифра 436 млрд руб., включая 47 млрд руб., которые должны были пойти на лизинговую программу. Но, как заявил в среду старший вице-президент монополии Вадим Михайлов, ОАО РЖД в 2017 году откажется от лизинга и направит на закупку тягового состава 60 млрд руб. В монополии не пояснили, с чем связано увеличение инвестпрограммы и за счет каких источников оно будет достигнуто.
Итоги совещания пока официально не раскрыты, протокол, по словам вице-президента ОАО РЖД Анатолия Мещерякова, появится к 6 декабря. В проекте документа, подготовленном Минтрансом накануне совещания, фигурировал ряд мер поддержки ОАО РЖД, которые, по расчетам ФАС, дадут реальную индексацию тарифа в 8,5% вместо номинальных 4%. Как удалось выяснить "Ъ", часть мер все же была принята. Источник, знакомый с обнародованными на совещании решениями, рассказал, что утвердили индексацию тарифа на 4% плюс 2% целевой индексации, доход от которой идет на капремонт, на 2017 год. Также решено сократить скидку на провоз угля и железной руды на дальние расстояния. Ряд инициатив, в том числе о перераспределении недополученных ОАО РЖД в 2016 году тарифных доходов (их Минтранс оценивал в 91,7 млрд руб.) на 2017-2019 годы, решили отклонить. Тарифный коридор (право ОАО РЖД вводить надбавку до 13,4% или скидку до 25% к фиксированному тарифу ФАС) утвердили в редакции от плюс 10% до минус 50%.
При этом, рассказали два источника "Ъ", надбавку в 10% в 2017-2019 годах решили не вводить для грузов с самой высокой долей железнодорожного тарифа в цене. По словам главы "Infoline-Аналитики" Михаила Бурмистрова, в целом по сети это строительные грузы, из экспортных — уголь, железная руда, лесные и зерновые грузы, а также минудобрения. По оценке ОАО РЖД, в 2016 году транспортная составляющая в цене щебня составляет 32,9%, энергетического угля — 18,7%, коксующегося угля — 11,9%, железной руды — 11,2%. Итоги совещания в монополии не комментируют.
"С одной стороны, исключение экспортной надбавки для грузов с высокой транспортной составляющей в цене экономически обосновано,— говорит Михаил Бурмистров,— но с другой — это очередное решение, которое ухудшает прогнозируемость и вносит дисбаланс в тарифную систему". Вместо болезненных, но системных мер приняты лоскутные, подчеркивает эксперт, отмечая разнонаправленность решений: с одной стороны, для уменьшения перекрестного субсидирования сокращаются скидки на перевозки угля и железной руды на дальние расстояния, а с другой — экспортные надбавки сохраняются для высоко- и среднедоходных грузов, что увеличивает перекрестное субсидирование. Кроме того, по мнению Михаила Бурмистрова, ОАО РЖД может попытаться компенсировать недобор поступлений от экспортной надбавки расширением спектра грузов, к которым она будет применяться.
Также эксперт отмечает, что переориентирование российской экономики на экспорт, вызванное стагнацией и девальвацией рубля, связано с работой на спотовых рынках, для которой необходимо быстро просчитывать логистические схемы и обеспечивать высокую скорость поставки, а "во всех этих аспектах ОАО РЖД скорее мешает отечественным экспортерам, чем помогает". Например, отмечает он, угольщики в четвертом квартале недополучили более 4 млрд руб. из-за того, что в результате задержек с вывозом угля продали его по более низким ценам, чем спотовые.
101939