Источник: Ведомости
РЖД тормозит уголь
Из-за ремонтов на железной дороге угольщикам приходится переориентировать поставки с Дальнего Востока в другие порты. В летние месяцы РЖД ввела ограничения на отгрузку угля в направлении дальневосточных портов. Ограничения достигают 40%. Из-за этого угольные предприятия вынуждены менять схему транспортировки грузов – и перенаправлять потоки в южные и северо-западные порты. Об этом рассказали несколько сотрудников компаний-грузоотправителей.
РЖД не согласовывает заранее план погрузки угля, цитирует ТАСС президента Кузбасской топливной компании Игоря Прокудина. По его словам, два месяца подряд заявки урезаются на 40% «со ссылкой на большие ремонты», из-за которых снижается пропускная способность железной дороги. О снижении не сообщается заранее, подтверждает и. о. губернатора Кемеровской области Владимир Чернов.
Развитие БАМа и Транссиба позволит вывозить уголь к портам Дальнего Востока, говорит заместитель генерального директора «Кузбассразрезугля» Ирина Ольховская. Но любая модернизация инфраструктуры влечет за собой ограничения, отмечает она. «Переориентация потоков заставляет полностью менять логистическую цепочку и контракты, а расходы ложатся на поставщика. Например, сейчас РЖД попросила нас переключить грузы в направлении южных и северо-западных портов, – рассказала Ольховская. – Мы перенаправили около 10% экспортных грузов в «Ростерминалуголь» (Усть-Луга). Планируется, что в осенний и зимний период мы восстановим старые маршруты». «Кузбассразрезуголь» готов увеличить погрузку на Дальний Восток в направлении порта «Восточный».
Суммарная недополученная выгода из-за переориентации поставок с Дальнего Востока на другие направления может составить более $100 млн в месяц, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Основные потери для экспортеров угля, по его словам, связаны с переориентацией экспортных потоков на менее выгодные рынки – из порта Усть-Луга или портов юга России доставка морем угля в страны Азии экономически нецелесообразна. Минэнерго рассчитывает нормализовать отгрузку, договорившись с РЖД о раннем согласовании планов погрузки, заявил заместитель министра Анатолий Яновский (его слова передал ТАСС).
Представитель РЖД большое число летних путевых работ называет традиционным – это необходимо для обеспечения безопасности. «В этом году компания получила целевую надбавку в 2% к тарифу на грузовые перевозки, что значительно увеличит число капитальных ремонтов пути, – говорит собеседник. – На отремонтированных участках увеличится скорость движения, уменьшится срок доставки грузов, ускорится оборот вагонов». Чтобы пропустить больше грузов на ремонтируемых участках, РЖД пропускает по соседнему пути больше поездов, говорит представитель.
Несмотря на ограничения, связанные с ремонтом, перевозки угля растут – на 9,4% до 177,3 млн т в первом полугодии 2017 г. в сравнении с первым полугодием 2016 г. Кроме того, из 149,3 млн т угля, погруженных на сети за пять месяцев, 97,3 млн т приходится на предприятия Кемеровской области (на 8% больше, чем в 2016 г.).
80123