Источник: КоммерсантЪ
Аргентина продемонстрировала заинтересованность в участии российских транспортных и энергетических компаний в проектах в стране. ОАО РЖД предложили железную дорогу до одного из крупнейших в мире сланцевых месторождений газа Vaca Muerta («Мертвая корова»), Газпромбанку (ГПБ) — строительства порта на реке Парана, а машиностроителям — производство подвижного состава в Аргентине. Но пока заинтересованность инвесторов выглядит номинальной, а эксперты полагают, что активность Буэнос-Айреса связана со сменой власти страны и политического курса.
Аргентина предложила компаниям РФ серию проектов в энергетике и транспорте, следует из итогов встречи президентов стран Владимира Путина и Маурисио Макри. Господин Путин упомянул, что «Росатом» предлагает построить в Аргентине АЭС (это давние планы, но Буэнос-Айрес договорился с Пекином), а также заметил, что «ОАО РЖД готово подключиться к программе модернизации железных дорог, наладить поставки современного подвижного состава». «Трансмашхолдинг» и «Синара», по словам президента РФ, намерены инвестировать в строительство сервисных объектов и производство железнодорожной техники, а при участии ГПБ «в порту провинции Буэнос-Айрес будет построен крупнейший логистический комплекс».
В документах к встрече (их цитирует «Прайм») говорится, что ОАО РЖД изучает возможность «подключения к строительству ветки до месторождения сланцевого газа Vaca Muerta и поставкам подвижного состава». Оно открыто госкомпанией YPF в 2010–2011 годах, является одним из крупнейших в мире (извлекаемые запасы, по данным EIA,— 2,17 млрд тонн нефти и 8,7 трлн кубометров газа). В 2017 году YPF подписала с Shell соглашение о разработке одного из участков Vaca Muerta, а в июле сообщила, что с Wintershall, Pan American Energy и Total вложит в разработку газа $1,15 млрд. Аргентина пыталась привлечь и компании РФ. Для ускорения разработки планируется построить 700 км дороги от Аньело (провинция Неукен) к порту Байя-Бланка. Проект YPF представила в Минтранс страны в октябре 2017 года, к 2030 году грузопоток должен составить порядка 6 млн тонн в год. Стоимость проекта — $530 млн, из них $170 млн — на закупку подвижного состава. Проект планируется в форме ГЧП, YPF готова его софинансировать, возможно привлечение других инвесторов.
В ОАО РЖД “Ъ” подробностей не сообщили, пояснив, что проект в предварительной стадии. Глава компании Олег Белозеров сообщил, что документы по изучению проектов (строительство и модернизация инфраструктуры) в Аргентине ОАО РЖД планирует подписать в ближайшие месяцы. ОАО РЖД было готово работать в Аргентине еще в 2010 году, когда заключило с госсекретариатом по транспорту меморандум о сотрудничестве. Кроме того, поставками подвижного состава для железных дорог Аргентины интересуются «Синара» и «Трансмашхолдинг» (подробнее см. на сайте “Ъ”).
ГПБ изучает проект сооружения портово-логистического комплекса на Паране, уточняется в документах к встрече. В 2016 году мексиканская El Economista сообщала, что банк выделит кредит в $180 млн на порт, а в 2017 году торгпред РФ в Аргентине Сергей Деркач рассказывал, что порт будет сооружен в Рамальо, в основном для экспорта сельхозпродукции и импорта удобрений и углеводородов из РФ. Партнером ГПБ, по его словам, выступит аргентинская PTP. В ГПБ не ответили на запрос “Ъ”.
Аргентинский рынок для РФ представляет широкий интерес, говорит старший партнер «НЭО Центр» Александр Шкребело, но на тон переговоров двух стран и бизнеса могла повлиять смена власти в стране в 2015 году. Политический курс Буэнос-Айреса сейчас сменился «в равных пропорциях как в сторону Вашингтона, так и Кремля», отмечает эксперт, но у Аргентины, недавно пережившей серьезный экономический кризис, «в отношениях с Россией больше шансов получить выгодных и надежных инвесторов». Что касается рисков захода на аргентинский рынок, отмечает он, то в обозримой перспективе потеря инвестиций и смена курса маловероятна — по причине в первую очередь очень уязвимой экономики страны
94139