Источник: КоммерсантЪ
ОАО РЖД не сможет дать грузоотправителям новые скидки на перевозки угля, стройматериалов и руд на дальние расстояния. Против выступили сами клиенты монополии, включая угольщиков. Они опасаются, что при снижении тарифа выпадающие доходы ОАО РЖД будет компенсировать за счет других грузов, перечеркнув усилия по их возврату на железную дорогу.
На прошлой неделе Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО РЖД дал отрицательное заключение на предложение расширить тарифный коридор для перевозок грузов первого тарифного класса (наиболее дешевые и массовые грузы — уголь, руды, строительные грузы, цемент и т. п.), рассказали источники "Ъ". По словам одного из них, поддержал идею только "Русал", который хочет скидок на доставку импортного глинозема.
В начале декабре 2015 года "Ъ" стало известно, как правительство планирует добиться эффективной индексации грузовых железнодорожных тарифов в 2016 году не на одобренные официально 9%, а только на 7,5% и, возможно, даже меньше. Монополии придется поднять доходы от перевозки на 38 млрд руб. за счет привлечения грузов с конкурирующих видов транспорта, иначе ей урежут часть утвержденных затрат. Чтобы отбирать долю рынка у конкурентов, ОАО РЖД разрешат снижать тарифы на отдельные виды грузов сразу на 25% вместо сегодняшних 12,8%
ОАО РЖД может менять тариф ФАС в пределах коридора — повышать на 13,4% или снижать на 12,8%. В конце 2015 года, чтобы стимулировать возврат более дорогих грузов на железную дорогу, ФАС разрешила монополии расширить нижнюю границу коридора до 25% (см. "Ъ" от 2 декабря 2015 года). Правление ФАС одобрило это для всех классов грузов на плечах до 3 тыс. км и для второго и третьего классов — на более длинных расстояниях. Второй класс — это, например, нефтяные грузы и зерно, третий — черные и цветные металлы, автомобили, потребительские товары. Вопрос о дальнейшем расширении коридора обсуждается. Так, 18 марта вице-премьер Аркадий Дворкович поручил оценить, как повлияет на финансовые показатели ОАО РЖД распространение скидки на грузы первого класса на расстояниях более 3 тыс. км.
По данным эксперта комитета по тарифному регулированию совета Фарида Хусаинова, 80% грузов первого класса на плечах от 3 тыс. км — это уголь. Но доля угля в общей погрузке составляет 26,6%, а в доходах монополии — только 16,1%.
В конце марта ОАО РЖД до конца года снизило тарифы на перевозку сразу нескольких видов продукции на внутренних и экспортных направлениях, поставив их в зависимость от объема транспортировки. Но скидки удовлетворили не всех, грузоотправители теперь требуют уже полной отмены экспортных надбавок к тарифам на свою продукцию
"Грузы первого класса приносят в среднем вдвое меньше доходов, чем средняя тонна грузов, и почти в 3,5 раза меньше, чем тонна грузов второго и третьего тарифных классов",— отмечает господин Хусаинов. Более того, низкая рентабельность перевозки угля на дальние расстояния исходно заложена в прейскурант 10-01 (основная тарифная сетка ОАО РЖД), и около трети угля перевозят заведомо ниже себестоимости. Но, замечает источник "Ъ" в угольной отрасли, грузы первого класса перевозятся по низким тарифам во всем мире, поскольку маршрутные отправки сырьевых грузов являются технологической основой железнодорожной сети, и до тех пор пока выручка от их перевозки покрывает хотя бы переменные издержки, их перевозка оправданна. При этом угольщики уверяют, что не инициировали расширение тарифного коридора, в ФАС ситуацию не комментируют.
Погрузка ОАО РЖД в январе снизилась на 2,9%. Заметнее всего падение объемов перевозок было зафиксировано на нефть, зерно, цемент и лом черных металлов. До середины января показатель сокращался на 7%, из-за «валютной волатильности». Также на показателях отрицательно сказалось сокращение экспорта
По мнению господина Хусаинова, снижение тарифов на грузы первого класса наверняка приведет к росту тарифной нагрузки на грузоотправителей второго и третьего тарифных классов. И в этом случае ОАО РЖД будет загонять себя в замкнутый порочный круг: уход с железной дороги высокодоходных грузов с более высокой эластичностью спроса будет снижать выручку, что потребует нового повышения тарифов, которое опять будет выталкивать тонны высокодоходных грузов, замещаемых низкодоходными. Собеседник "Ъ" в отрасли согласен, что тариф на перевозку угля на расстояниях свыше 3 тыс. км и так низок, а тарифная система, как налоговая, достаточно выверена, чтобы эффект от ее раскачки даже в сторону снижения серьезно нарушал сложившийся баланс.
В ОАО РЖД добавляют, что на перевозки угля действует целый ряд различных понижающих коэффициентов, например, около 0,9 на экспорт энергетических сортов. При расстоянии перевозки, превышающем 3300 и 3500 км, применяются коэффициенты 0,32 и 0,333, которые дополнительно снижают уровень тарифа на 2-48% в зависимости от дальности. В результате средний уровень тарифа на перевозки, например, энергетического угля почти вдвое дешевле базового тарифа грузов первого тарифного класса и на 75% ниже цен второго (расчетный уровень безубыточности). Правительство, со своей стороны, также не настаивает на скидках — источники "Ъ" говорят, что вопрос "временно снят с повестки".
25796