Тарифы дальнего следования

Тарифы дальнего следования

30 Ноября 2016

Источник: КоммерсантЪ

Как выяснил "Ъ", ФАС сформировала проект приказа по индексации тарифов ОАО РЖД на 2017-2019 годы: рост ставок в каждом году не превысит 4%. Единственным исключением станут контейнерные перевозки — их разрешено индексировать на 8% в 2017 году. По мнению аналитиков, повышение на 4% крайне благоприятный вариант для грузоотправителей, но при отсутствии компенсирующих тарифных мер это приведет к сокращению доходов ОАО РЖД примерно на 12 млрд руб. уже по итогам 2017 года.

ФАС подготовила проект приказа об индексации ставок тарифов ОАО РЖД, в том числе сборов, платы за грузоперевозки и услуги по использованию инфраструктуры (есть у "Ъ"). Согласно проекту, индексация грузовых тарифов в 2017 году не должна превысить 4%, и та же цифра установлена и на 2018-2019 годы. В ФАС "Ъ" подтвердили этот предел индексации, в ОАО РЖД не комментируют показатели до заседания правительства по теме.

Прежний приказ ФАС от декабря 2015 года предполагал, что тариф в 2017 году вырастет на 4,5%, в 2018 году — еще на 4,1%. Из нового проекта следует, что рост по всем тарифным позициям в 2017 и 2018 годах не превышает 4%, за исключением тарифа на перевозку грузов в контейнерах. По этой позиции допущена возможность роста в пределах 8% в 2017 году с возвратом к 4% в 2018-м. Ранее ОАО РЖД в предложениях по точечной индексации прейскуранта 10-01 (основной тарифный документ монополии) просило увеличить индексацию для контейнерных грузов еще на 4,2% с 2017 года, что принесло бы компании еще 1,9 млрд руб.

Ранее обсуждалась возможность дополнительной индексации тарифа ОАО РЖД в 2017 году в 2% — "премии" за рост скорости доставки грузов, что вкупе с 4,5% утвержденной год назад индексации даст 6,5%. Но 14 ноября по итогам совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича была предложена индексация на эти 2% еще в этом декабре.

Как объясняет собеседник "Ъ", знакомый с ситуацией, идея исходила от Минтранса, ее смысл в том, чтобы поднять базу для расчета тарифа на 2017 год и де-факто достичь уровня индексации в 6-6,1%, но формально удержаться в пределах 4%. Пока судьба этой идеи неизвестна.

Компенсировать снижение индексации ОАО РЖД придется за счет тарифного коридора (право монополии повышать тариф ФАС в пределах 13,4% или снижать ставку до 25%). В пояснительной записке к проекту приказа ФАС пишет, что ОАО РЖД "необходимо продолжать повышать гибкость тарифной политики, учитывающей конъюнктуру товарных рынков, в том числе с учетом изменения ценовых пределов и правил их применения". Ведомство также требует от монополии "изменить внутренний регламент по применению ценовых пределов". Другим способом станут экспортные надбавки. Но вчера глава ФАС Игорь Артемьев подтвердил, что ОАО РЖД и служба согласовали снижение предела надбавок с 13,4% до 10% (см. об этом "Ъ" от 25 ноября). Но правительство еще не определилось с позицией по этому вопросу, уточнил он.

В Минтрансе "Ъ" с тарифными вопросами перенаправили в ФАС. В Минэкономики комментариев не дали, но вчера заместитель главы министерства Николай Подгузов подтвердил, что на 2017 год обсуждается индексация в 4%. По подсчетам главы агентства "Infoline-Аналитика" Михаила Бурмистрова, если индексация тарифов составит 4%, а не 4,5%, как заявлялось ранее, в 2017 году ОАО РЖД недополучит около 6 млрд руб., допиндексация тарифа по контейнерным перевозкам даст около 1,9 млрд руб. В целом, учитывая ограничение до 10% повышающих коэффициентов на экспортные перевозки, доходы ОАО РЖД от грузоперевозок упадут на 12 млрд руб., считает эксперт. По его словам, индексация в 4% для грузоотправителей — оптимальный вариант при отсутствии допиндексации в декабре и без точечных изменений в прейскуранте 10-01. Разовое повышение тарифа на контейнерные перевозки в 2017 году не приведет к снижению конкурентоспособности, так как это "догоняющая индексация", компенсация небольшой части тарифного преимущества, заключает господин Бурмистров.
4698

Все фото

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК вагоны грузы локомотивы ОАО РЖД