Источник: КоммерсантЪ
Как стало известно "Ъ", дополнительная индексация грузовых тарифов ОАО РЖД в 2017 году составит 1,81% — чуть ниже озвученных ранее 2%, поскольку не распространяется на дотируемые из бюджета затраты на услуги инфраструктуры для пассажирских перевозок. В результате за счет надбавки ОАО РЖД получит 23,6 млрд руб. и профинансирует 65,5% программы капремонтов путей. Но целевой характер надбавки размывается, поскольку ОАО РЖД и так должно было оплатить ремонты из инвестпрограммы. По мнению экспертов, логичнее было бы направить надбавку на дополнительные ремонты.
"Ъ" ознакомился с поручением премьера Дмитрия Медведева от 10 декабря о согласовании дополнительной индексации на 2% тарифов ОАО РЖД на 2017 год. ФАС, Минтранс и Минэкономики должны до 26 декабря принять необходимые решения для установления этой индексации — целевой надбавки на капремонт инфраструктуры. В поручении сохранилась оговорка о том, что дополнительный рост тарифа, как и писал "Ъ", будет исключен из базы индексации на 2018 год и распространится только на грузовые тарифы и оказание услуг инфраструктуры при перевозке грузов.
Решение об индексации грузовых тарифов для ОАО РЖД на 2017 год было принципиально принято на совещании у премьера 2 декабря (см. "Ъ" от 7 декабря). Монополия получит 4% базовой индексации плюс еще 2% на капремонт объектов, указанных ОАО РЖД, целевое расходование средств будет аудировать правительственная комиссия по транспорту. Также компания получит льготы по налогу на имущество, ряд увеличивающих ее доходы точечных изменений в прейскурант 10-01 (основной тарифный документ ОАО РЖД), сокращение скидок на перевозку угля и руды на дальние расстояния и так далее.
В письме главы Минтранса Максима Соколова в правительство от 9 декабря (есть у "Ъ") говорится, что индексация 2% могла бы принести ОАО РЖД дополнительный доход 26,1 млрд руб., в том числе 2,5 млрд руб. с инфраструктуры при пассажирских перевозках. Но, поскольку безубыточность перевозок пассажиров обеспечивается госбюджетом, предлагается не индексировать тарифы на инфраструктуру для пассажирского сегмента. "В данном случае средневзвешенная индексация получится менее 2% и составит около 1,81%",— пишет господин Соколов, говоря, что так ОАО РЖД получит дополнительный источник доходов 23,6 млрд руб. Это позволит финансировать почти 65,5% капремонта инфраструктуры. Минэкономики согласовало документ, от ФАС согласование пока не получено.
ОАО РЖД и Минтранс уже определили перечень работ, которые могут быть профинансированы из этих средств (он приложен к поручению). Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров указывает на то, что за счет этой целевой надбавки финансируются не дополнительные или опережающие работы, а просто доля программы капремонта ОАО РЖД (общий объем — 39,1 млрд руб. без БАМа и Транссиба), из которой выбраны определенные позиции без видимой логики отбора. "Есть накопленный объем недоремонтированных путей,— говорит эксперт,— и было бы логично, если бы эта целевая надбавка ушла на них. Или за ее счет можно было бы профинансировать недорогие работы по оснащению приграничных станций и таможенных постов системами автоматики и телеметрии, что способствовало бы развитию экспорта. Но ничего этого нет". Фактически это не целевая надбавка, а прямое пополнение бюджета ОАО РЖД, резюмирует господин Бурмистров, добавляя, что с учетом ухудшения качества грузовой базы (по оценкам ОАО РЖД, 3% в год) монополия недособерет 3-5 млрд руб. из суммы надбавки и остается риск недофинансирования работ.
28757