Источник: КоммерсантЪ
Железнодорожные операторы не поддержали предложения ОАО РЖД по точечной индексации тарифов на 2017 год и предложили как компромисс дополнительную индексацию тарифа на 1–2 процентных пункта сверх плановых 4,5%. Кроме того, операторы хотят повысить эффективность тарифной политики ОАО РЖД в отношении высокодоходных грузов. Эксперты отмечают, что предлагаемые операторами меры комфортнее для грузоотправителей, но более радикальные идеи ОАО РЖД выглядят более обоснованно.
Совет операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) дал отрицательное заключение на идеи ОАО РЖД по точечным изменениям прейскуранта 10–01 (основной тарифный документ монополии), следует из письма председателя президиума совета Константина Засова от 26 октября вице-премьеру Аркадию Дворковичу и главе ФАС Игорю Артемьеву (“Ъ” ознакомился с документом). ОАО РЖД предложило ввести точечные изменения в прейскурант, чтобы покрыть дефицит бюджета в объеме около 80 млрд руб. (см. “Ъ” от 22 сентября), а также сохранить действие экспортной надбавки в 13,4% к тарифу, истекающей после 30 января, на весь 2017 год. ФАС, Минэкономики и грузоотправители выступили против всех или почти всех точечных изменений и продления надбавки.
В письме господин Засов замечает, что точечные изменения с учетом их масштаба чреваты для грузовладельцев потерей прогнозируемости конечной величины их транспортных расходов, снижением конкурентоспособности железнодорожного транспорта и ростом цен операторов. А продление экспортных надбавок фактически создает прецедент перевода временных изменений в рамках тарифного коридора (права ОАО РЖД на скидку или надбавку к базовому тарифу ФАС) в сферу ответственности государства и трансформации их в базовые тарифы. Также СОЖТ считает, что недопустимо поднимать верхнюю границу коридора до 25% (об этом говорил глава Минтранса Максим Соколов).
Вместо этого партнерство предлагает другой комплекс мер. В качестве компромисса оно предлагает увеличить индексацию тарифов ОАО РЖД на 1–2 процентных пункта сверх плановых 4,5% (Минэкономики предлагало уже и 4%). Ранее с похожей идеей выступали грузоотправители, предлагая доиндексировать тариф на 2 п.п. в 2017 году — дать «тарифную премию» за рост скорости перевозки (см. “Ъ” от 20 октября). Для роста конкурентоспособности по отношению к альтернативным видам транспорта СОЖТ предлагает опустить нижнюю границу ценового коридора до 50% от тарифа на нефтяные грузы (для грузов первого класса — до 1100 км, для второго и третьего — без ограничения дальности).
Гендиректор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин говорит, что предложения СОЖТ «более комфортны» для грузовладельцев, чем идеи ОАО РЖД. Но индексация на 4,5% плюс 1–2 п.п. выглядит как «некий торг»: часть точечных изменений бьет по экономике операторов, которая сейчас и без того сложная, а перспектив поправить ее за счет грузовладельца практически нет, уверен эксперт. По его словам, предложения ОАО РЖД лягут бременем на плечи пользователей, но они имеют обоснование, в отличие от инициатив СОЖТ. Разумнее всего определить уровень индексации по долгосрочному прогнозу, а все остальное отдать на откуп монополии с выставлением через KPI топ-менеджменту уровня дивидендов. «Может быть, тогда монополия всерьез займется работой над своими издержками, а не будет размазывать свою неэффективность через 1–2% на всех»,— заключает Павел Иванкин.
15114