Источник: КоммерсантЪ
Как выяснил “Ъ”, уже сегодня на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича может быть принято принципиальное решение об индексации тарифа для ОАО РЖД на 2018 год. Там, в частности, будет обсуждаться, соглашаться ли на требования монополии об индексации тарифа на 6%. Ряд грузоотправителей замечает, что вкупе с текущим ростом ставок на предоставление вагонов индексация тарифа ОАО РЖД грозит ростом транспортных расходов почти на 20%. ФАС же считает, что монополии можно разрешить долгосрочную индексацию тарифа по принципу «инфляция минус», а решение по повышенному росту в 2018 году будет зависеть от дополнительных мероприятий ОАО РЖД.
Сегодня у вице-премьера Аркадия Дворковича должно состояться обсуждение проекта финансового плана ОАО РЖД на 2018 год, рассказали “Ъ” источники в отрасли и ведомствах. В секретариате господина Дворковича его график комментировать не стали. Но, говорят собеседники “Ъ”, с высокими шансами именно сегодня может быть принято принципиальное решение по индексации тарифа ОАО РЖД.
Пожелания ОАО РЖД прежние, рассказывают “Ъ” источники: монополия просит индексации грузового тарифа на 6% — не номинальной, а фактической. Это подтверждают и в ОАО РЖД. Это означает, что в базу индексации возвращаются 2% целевой надбавки на инфраструктуру, которые, согласно протоколу совещания у Дмитрия Медведева от 2 декабря 2016 года, давались строго на 2017 год и затем должны были быть изъяты из базы (см. “Ъ” от 7 декабря). По расчетам ОАО РЖД, приведенным в проекте финансового плана, 2%, остающиеся после такого вычета от индексации на инфляцию 4%, эквивалентны 26,5 млрд руб., компенсация налоговой нагрузки и изменения законодательства — это плюс еще 1,6% индексации, или 21,5 млрд руб., еще 1,4% (19,1 млрд руб.) дадут компенсация отставания доходной ставки за 2017 год и сохранение экономии за год в виде инвестиций в инфраструктуру и скорость, еще 1% (13,8 млрд руб.) — целевая надбавка на улучшение состояния инфраструктуры. Общие поступления за счет индексации тарифа составят 80,9 млрд руб.
По мнению грузоотправителей, нагрузка на них вырастет куда более заметно, чем на 6%. «С учетом роста вагонной составляющей на 50% общее повышение стоимости доставки составит свыше 18% к уровню 2017 года,— сетует источник “Ъ” в отрасли.— Фактически операторы забрали всю маржу, которую могло бы получить ОАО РЖД». Среднерыночная ставка аренды полувагона, по данным информагентства «Промышленные грузы», с декабря 2016 по октябрь 2017 года выросла на 67%. Но глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что, хотя ставка привлечения полувагонов за год выросла более чем вдвое, а вагонная составляющая достигла более 30% от стоимости перевозки, ее среднегодовой рост с 2017 по 2018 год не превысит 20%. В 2018 году стоимость привлечения полувагона только в первом полугодии сохранится на текущем высоком уровне, уверен он, а затем начнет снижаться и дополнительно увеличит стоимость перевозки не более чем на 5 п. п. в сегменте полувагонов и не более чем на 3,5 п. п. по среднесетевому показателю.
В Минэкономики “Ъ” позицию не пояснили, направив “Ъ” в пресс-службу правительства. В Минтрансе от комментариев отказались. Источник “Ъ”, знакомый с позицией ведомства, говорит, что ОАО РЖД должно доказать, что у компании не хватает денег для реализации всех мероприятий без дополнительной индексации. Совет потребителей ОАО РЖД, рассказал источник “Ъ”, близкий к совету, пока не сформулировал позицию. Есть промышленники, которые жестко против повышенной индексации, есть и те, кто считает, что ОАО РЖД может получить ее на условиях возврата в последующие десять лет путем индексации по «инфляции минус»: например, минус 0,2% при допиндексации 2%.
Заместитель главы ФАС Александр Редько пояснил “Ъ”, что служба поддерживает предложения по установлению долгосрочных тарифов для конечных потребителей в 2019–2025 годах с формулой «инфляция минус». Что касается индексации тарифа в 2018 году, то вывод о ней будет зависеть от решения ряда вопросов, обеспечивающих постоянство долгосрочных тарифов. Так, ФАС считает, что в первую очередь необходимо решить проблему пассажирских перевозок посредством деления затрат ОАО РЖД на поддержание инфраструктуры пропорционально вагоно-километровой работе. Также необходимо за счет новой политики скидок на каждую дополнительную тонну груза в режиме публичной оферты переломить тенденцию к ухудшению доходной базы ОАО РЖД. Кроме того, по мнению ФАС, финансовый план ОАО РЖД должен формироваться по центрам финансовой ответственности, чтобы хватило не только на стройку, но и на текущее поддержание инфраструктуры и тягу. Также необходимо решить вопрос невывоза грузов путем приобретения резервного парка вагонов (подробнее о позиции ФАС см. «Ъ-Онлайн»).
90834