Минтранс даст дорогу локомотивам

Минтранс даст дорогу локомотивам

15 мая 2017

Источник: КоммерсантЪ

Минтранс представил свое видение изменений в тарифное регулирование ОАО РЖД. Министерство соглашается с идеей ФАС сохранить целевую надбавку к тарифу монополии на закупку локомотивов, но вводит для этого новые условия, в частности по процедурам закупок. Так, Минтранс, по сути, требует от ОАО РЖД подтверждения дефицита бюджета по итогам года, не дающего возможности финансировать обновление парка локомотивов. При этом министерство против снижения верхней границы тарифного коридора, которую ФАС предлагала обнулить уже с 2019 года.

Минтранс представил свои предложения по тарифному регулированию ОАО РЖД, следует из проекта постановления, разосланного на прошлой неделе (есть у "Ъ"). Министерство соглашается с мартовским предложением ФАС добавлять к плате за инфраструктуру монополии целевую надбавку на финансирование поддержания и обновления локомотивов. Сейчас есть надбавка 2%, из которой финансируется капремонт, а ФАС предлагала сохранить ее, но направить на локомотивы (см. "Ъ" от 9 марта).

Но Минтранс ставит массу условий: надбавка может вводиться только "при отсутствии в тарифах, сборах и плате локомотивной составляющей", программа финансируемых мероприятий должна утверждаться министерством, а методика формирования надбавки — ФАС по согласованию с Минтрансом. Министерство готово признать обоснованными затраты на локомотивы лишь в том случае, если они используются в рамках конкурсных закупок с назначением стартовой цены по методике определения конкурентной цены закупки, утверждаемой ФАС, а в случае использования целевой надбавки — при соответствии структуры расходов методике.

В документе ФАС, говорит источник "Ъ", знакомый с ситуацией, нет условий и порядка получения надбавки, Минтранс же "доработал предложения, по сути ужесточив их". Теперь ОАО РЖД нужно доказать, что без надбавок у него не будет средств на обслуживание локомотивов и обновление парка, говорит собеседник "Ъ": "То есть монополия должна признаться, что у нее по итогам года образуется дыра в бюджете".

Изменение порядка тарифного регулирования ФАС предложила в ответ на жалобу ОАО РЖД на потери от вытеснения высокодоходных грузов низкодоходными, прежде всего углем. По итогам 2016 года выпадающие доходы монополии составили 91,8 млрд руб., при этом рост доходной ставки при индексации тарифа на 7,5% составил лишь 2,7%. По итогам первого квартала, заявлял старший вице-президент ОАО РЖД Вадим Михайлов, рост доходной ставки приблизился к нулю при росте грузооборота на 7% и индексации тарифов на 6% (см. "Ъ" от 24 апреля).

Минтранс также не включил в свою редакцию предложение ФАС ограничить верхний предел тарифного коридора (сейчас ОАО РЖД вправе устанавливать надбавку к тарифу ФАС до 10% и скидку до 50%, служба в марте предлагала снизить надбавку в 2018 году до 5%, а с 2019 года обнулить).

В Минтрансе пояснили, что конкретные размеры пределов не являются предметом этого постановления и должны устанавливаться ФАС в действующих актах по согласованию с самим министерством и Минэкономики.

В ОАО РЖД "Ъ" сообщили, что направили предложения в ФАС, а промежуточные версии документов не комментируют. В ФАС говорят, что идет работа по согласованию позиций. Минэкономики "подтверждает свою позицию о преждевременности введения целевой надбавки на неопределенный срок".

В Минтрансе "Ъ" пояснили, что его предложения в том числе предусматривают возможность и порядок установления целевой надбавки для поддержания состояния и обновления локомотивов. "Введение надбавки возможно, если установленные для ОАО РЖД тарифы не позволяют аккумулировать средства на содержание и обновление тяги",— говорят в министерстве.

Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров отмечает, что надбавка должна быть синхронизирована со стратегической программой ОАО РЖД по оптимизации локомотивного парка. При этом эксперт считает, что потенциал тарифного коридора как инструмента привлечения грузов на железную дорогу используется недостаточно эффективно и делать это ОАО РЖД начало фактически только в 2016-2017 годах.

По мнению господина Бурмистрова, тарифный коридор следует сохранить как минимум до 2020 года. Сейчас ОАО РЖД, говорит эксперт, устанавливает надбавку в рамках тарифного коридора на верхнем пределе, но доходная ставка не растет. То есть, снижая верхнюю планку, можно добиться лишь того, что для компенсации ОАО РЖД начнет вносить другие изменения в тарифы, поскольку его дефицит бюджета будет расти.
84090

Все фото

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма