Источник: Ведомости
Количество ремонтов за два года увеличилось почти на 17%
Доля неисправных локомотивов парка РЖД снизилась на 2% в прошлом году по сравнению с 2015 г., рассказал «Ведомостям» представитель РЖД. Данные за прошлый год компания не раскрывает. «Временное выбытие грузовых локомотивов из рабочего парка не оказывает критического влияния на объемы перевозимых грузов, о чем свидетельствует существенный рост грузооборота на сети железных дорог», – сказал собеседник. Погрузка на сети РЖД в 2016 г. составила 1,22 млрд т (+0,6% к 2015 г.). Грузооборот увеличился на 1,6% до 2,34 трлн ткм. За январь – май 2017 г. погрузка выросла на 3,8% до 516,9 млн т, грузооборот – на 7,4% до 1,02 трлн ткм по сравнению с аналогичным периодом 2016 г.
Вывод Счетной палаты
В то же время число внеплановых ремонтов новых локомотивов увеличилось на 16,9% за два прошедших года, выявила Счетная палата (СП) в ходе проверки использования средств фонда национального благосостояния (ФНБ), которые пошли на финансирование инфраструктурного проекта «Приобретение тягового подвижного состава». Согласно отчету СП, на 993 приобретенных в этот период локомотива приходится 1460 претензий к их качеству: в 2015 г. – 673, в 2016 г. – 787. Самое большое число ремонтов на единицу техники приходится на Западно-Сибирскую дирекцию тяги (см. график), а самое маленькое – на Южно-Уральскую (13 неисправностей на 114 локомотивов).
Простои локомотивов во время ремонта снижали объемы перевозок и, соответственно, доходы РЖД, замечает аудитор СП Валерий Богомолов. По его словам, РЖД проводит обязательный инспекторский контроль на заводах-изготовителях, участвует в сертификационных испытаниях продукции и оценке экспертных заключений. По их результатам решает, можно ли поставлять и использовать технику на сети. Наличие неисправностей говорит о неэффективной работе специалистов РЖД на заводах-изготовителях, считает аудитор.
Количество рекламаций в гарантийный период указывает не столько на ухудшение качества поставляемых локомотивов, сколько на более тщательный подход приемщиков со стороны РЖД, объяснил представитель РЖД. По его словам, при росте числа рекламаций наиболее значимый показатель – среднее время нахождения локомотива в ремонте – не увеличился.
РЖД с производителями разработали план по снижению до 2020 г. средней доли неисправных локомотивов на четверть по сравнению с 2016 г., говорит представитель РЖД. Производители и сервисные компании должны усовершенствовать систему постгарантийного обслуживания, поскольку зачастую в этот период технические характеристики машин не соответствуют заявленным изначально.
Локомотивов не хватает
В парке РЖД около 20 500 локомотивов, в 2015–2016 гг. на средства ФНБ (60,2 млрд руб.) монополия купила 502 локомотива, еще 491 приобрела на свои средства (67,6 млрд руб.). Основные поставщики новой тяги, по данным СП, «Трансмашхолдинг» (ТМХ) и «Уральские локомотивы». Средний срок службы локомотива составляет 35 лет, при продлении – 40 лет. Средний возраст грузовых локомотивов достиг 27,28 года, пассажирских – 20,84 года.
Представитель ТМХ от комментариев отказался, его коллега из «Синары» (принадлежит 50% «Уральских локомотивов») на запрос «Ведомостей» не ответил. Примерно 40% ремонтов тяги РЖД приходится на пробои линий изоляции двигателя, уточняет профессор МИИТа Валентин Киселев. Ежегодно на простоях тяги в ремонте РЖД теряет более 1 млрд руб., говорит он.
Эксплуатация новой техники неизбежно сопровождается внеплановыми ремонтами, считает директор по организации железнодорожных перевозок ГК «Новотранс» Николай Цыденов. Увеличение тягового парка даст положительный эффект, но и существующего не хватает, отмечает он: в январе и феврале 2017 г. компания столкнулась с проблемой невывоза груженых поездов с углепогрузочных предприятий в регионах Западно-Сибирской железной дороги. В I квартале 2017 г. из-за неподачи локомотивов операторы потеряли около 430–450 млн руб., говорит источник в одной из компаний-операторов. Первая грузовая компания простоев груза из-за отцепки тяги не зафиксировала, так как РЖД оперативно их меняет, сообщил представитель оператора.
Тенденцией рынка локомотивов является переход на контракты жизненного цикла, при которых производитель и сервисная компания несут ответственность за технику, заметил гендиректор «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. РЖД нужно не увеличивать парк, а переходить на такие контракты. Они нивелируют возможные потери, повысят оборачиваемость локомотивов, это позволит сократить парк не менее чем на 3000 единиц с эффектом в 30 млрд руб., отмечает он: «К 2020 г. потребный парк может сократиться до 18 000, уровень износа снизится за счет проведения капитального ремонта даже при консервативной программе закупок: порядка 450 единиц в 2017 г., 400 в 2018 г. и 385 в 2019 г.».
77208