11 июня 2020 года состоялось заочное заседание Комитета по вопросам грузовых перевозок Совета потребителей, на котором были рассмотрены
проект Порядка организации перевозки груженых и порожних контейнеров в составе контейнерных поездов, а также проекты приказов Минтранса России о Порядке проведения текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов и о Правилах перевозок грузов, порожних грузовых вагонов.
Членами и экспертами Комитета были предложены следующие уточнения и дополнения к
проекту Порядка организации перевозки груженых и порожних контейнеров в составе контейнерных поездов:
- предусмотреть возможность дополнения состава контейнерного поезда (КП) рефрижераторными контейнерами и вагонами с контрейлерами (в текущей редакции КП может состоять только из вагонов с гружеными или порожними контейнерами);
- предусмотреть возможность отклонения длины КП от объявленной в сторону увеличения (в текущей редакции отклонение длины КП от объявленной предусмотрено только в сторону уменьшения);
- расширить количество подач при формировании КП в течении 24 часов с трех до пяти (на практике ~85% терминалов ОАО «РЖД», которые имеют возможность формировать КП, формируют их до 5 подач);
- для повышения оперативности принятия решений по формированию КП снизить уровень руководителей ОАО «РЖД», имеющих право на изменение условий передачи организатором КП групп вагонов на пути общего пользования, с заместителя генерального директора ОАО «РЖД» до уровня Первого заместителя начальника соответствующей дороги;
- уточнить, что размер платы за нахождение вагонов КП на ж/д путях общего пользования взыскивается за фактическое время ожидания накопления КП по договорным ставкам, не превышающим ставок таблицы № 1 Тарифного руководства (в текущей редакции ставки таблицы № 1 Тарифного руководства указаны просто как ценовой ориентир);
- уточнить правовую природу компенсационной выплаты за несоблюдение требования по вместимости КП (п.5) – либо это плата за изменение договорного условия и возмещение потерь, либо ответственность в виде штрафа; более релевантной конструкцией в данном случае представляется штраф, так как со стороны организатора КП – это нарушение обязательства;
- в случае отцепки по технической неисправности до трёх вагонов от КП в экспортном направлении предлагается задерживать КП до двух суток на период устранения неисправности и последующего включения отцепленных вагонов в КП (сейчас проект Порядка данный вопрос никак не регламентирует);
- в части требования по вместимости КП минимального количества контейнеров участники обсуждения высказали различные точки зрения по вопросу предлагаемого проектом Порядка установления требования по вместимости КП на расстоянии свыше 2300 км в объеме не менее 92% от максимально возможного для конкретного КП количества двадцатифутовых контейнеров.
С одной стороны, отмечено, что данное требование направлено на повышение эффективности использования инфраструктуры, что особенно актуально для перевозок на Восточном полигоне.
С другой стороны, по коммерческим причинам (соблюдение даты отправления, сезонность, дисбаланс экспорта/импорта и др.) операторы вынуждены отправлять поезда с неполной загрузкой, и указанное требование по вместимости может препятствовать росту отправок в контейнерных поездах.
В связи с этим ряд участников обсуждения предложили сделать данное требование менее жестким – например, предусмотреть возможность снижения требования по вместимости КП до 80% или внести исключение, позволяющее снизить длину КП до 80% от согласованной. В обоих вариантах компенсационная плата, предусмотренная п.5 проекта Порядка, не должна взиматься, если такое снижение для организатора КП произошло вследствие обстоятельств, на которые организатор не мог повлиять, и устранение которых от него не зависело.
В качестве дополнительного обоснования было отмечено, что, несмотря на то, что требование по вместимости КП, установленное в проекте Порядка, соответствует п.27 Приказа Минтранса России от 18 декабря 2019 г. № 405 «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в контейнерах и порожних контейнеров», указанные Правила являются более гибкими, т.к. содержат норму, по которой перевозчик, по согласованию с организатором КП, может установить иную норму вместимости.
С учетом этого предлагается провести дополнительный анализ возможности сокращения максимально возможного для конкретного КП количества двадцатифутовых контейнеров до 80% с точки зрения влияния такого решения на пропускную способность сети и доходы ОАО «РЖД».
Касательно перевозок КП на расстояния до 2300 км было высказано предложение также определить условия по вместимости КП (текущая редакция предусматривает требования только для перевозок на расстояния свыше 2300 км).
По итогам обсуждения
проекта приказа Минтранса России о Порядке проведения текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов члены Комитета высказали общую позицию, что представленный на рассмотрение Порядок проведения ТОР требует доработки. При доработке проекта Порядка проведения ТОР предлагается:
- закрепить публичность договора ТОР (обязанность владельца инфраструктуры заключить его со всеми, кто обратился);
- установить обязанность владельца инфраструктуры проводить ТОР (и все связанные с ним операции) в пути следования (уточнить понятие в тексте);
- определить исчерпывающий перечень неисправностей, возникающих в пути следования вагона по причинам, не зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры, а по остальным неисправностям предусмотреть необходимость расследования причин неисправностей с определением ответственности (доказывание перевозчиком/владельцем инфраструктуры факта, что неисправность произошла не по его вине);
- указать, что ТОР оплачивается лицом, по чьей вине произошла отцепка, и при наличии документов, подтверждающих по результатам расследования причину и виновного за отцепку в ТОР;
- исключить взимание платы за ТОР и связанные с ним операции по отцепке, прицепке в бесспорном порядке в рамках договора перевозки и др.;
- дополнить документ четкими критериями неисправностей, при которых вагон действительно необходимо передислоцировать исключительно отдельным локомотивом, а также всеми операциями, проводимыми перевозчиком при подготовке такого вагона к передислокации;
- регламентировать время, требующееся перевозчику для принятия решения и подачи локомотива для направления вагона в ремонт;
- разграничить процедуры отцепочного и безотцепочного ремонта.
Рассмотрев
проект приказа Минтранса России по Правилам перевозок грузов, порожних грузовых вагонов члены и эксперты Комитета отметили:
- целесообразность структурирования текста проекта Правил перевозок (привести структуру документа в соответствие с фактической последовательностью процедуры формирования правоотношений между субъектами перевозки, использовать сквозную нумерацию пунктов по всему тексту Проекта, заголовки разделов (подразделов) употреблять лишь для визуального разделения);
- необходимость уточнения предмета проекта Правил (пунктом 1 документа устанавливается, что Правила «…регулируют порядок приема грузов и не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров для перевозок, порядок их выдачи и выполнения иных операций….», при этом проект Правил не содержит раздел, регулирующий прием и выдачу грузов и вагонов к перевозке;
- целесообразность оптимизации количества участников согласования процедур переадресовки для устранения избыточных административных барьеров;
- необходимость уточнения порядка составления актов при перевозке грузов, порожних вагонов ЖДТ и т.д.
По итогам заседания было решено рекомендовать Совету потребителей направить в соответствующие ФОИВы предложения членов и экспертов Комитета по корректировке и дополнению положений проектов указанных нормативных актов, а также предложить провести обсуждение Проекта порядка организации перевозки груженых и порожних контейнеров в составе контейнерных поездов на площадке Рабочей группы по развитию контейнерных перевозок ОАО «РЖД».
9252