Совет потребителей рассмотрел вопрос о совершенствовании механизмов приема и исполнения заявок на перевозку грузов в условиях ограниченной пропускной способности инфраструктуры

Совет потребителей рассмотрел вопрос о совершенствовании механизмов приема и исполнения заявок на перевозку грузов в условиях ограниченной пропускной способности инфраструктуры

25 сентября 2018

Совет потребителей рассмотрел вопрос о совершенствовании механизмов приема и исполнения заявок на перевозку грузов в условиях ограниченной пропускной способности инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

Во исполнение поручения пункта 10 протокола совещания у заместителей Председателя Правительства Российской Федерации М.А. Акимова и Д.Н. Козака от 13.08.2018 г. № МА-П9-53пр Совет потребителей рассмотрел вопрос о представлении согласованных предложений совершенствования механизмов приема и исполнения заявок на перевозку грузов в условиях ограниченной пропускной способности инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и отметил следующее.
1. Касательно приема заявок на перевозку грузов.
Правовое регулирование правил подачи заявок на перевозку грузов построено на основании принципа публичности, предусмотренного ст. 426 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой перевозка транспортом общего пользования отнесена к категории публичных договоров. Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации (статья 11) предусмотрено, что для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку грузов (далее – заявка). В заявке грузоотправитель должен указать срок действия заявки, но не более чем сорок пять дней. Правила приема перевозчиком заявок грузоотправителей на перевозку грузов железнодорожным транспортом утверждены Приказом Минтранса России от 27.07.2015 г. № 228 и постоянно актуализируются. Перевозчику предоставлено право согласовать заявку в полном объеме, согласовать ее частично или отказать в согласовании заявки. Перечень оснований для отказа в согласовании заявки перевозчиком не является закрытым. Перевозчик имеет право отказать в согласовании заявки, в том числе, в случае обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки. Приказом Минтранса России от 06.09.2010 г. № 192 «Об утверждении Перечня критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки, на перевозку грузов» конкретизированы основания отказа в приеме заявки.  
При этом следует учитывать, что у грузоотправителей отсутствует возможность контроля обоснованности отсутствия технических и технологических возможностей приема заявок перевозчиком. Информационное обеспечение системы грузовых перевозок и планирование грузовых перевозок на инфраструктуре общего пользования осуществляется ОАО «РЖД». Информация о лимитах пропускных способностей недоступна иным лицам, включая участников перевозочного процесса.
Совет потребителей неоднократно указывал на необходимость внедрения ОАО «РЖД» новых стандартов раскрытия информации, предусматривающих повышение «прозрачности» (транспарентности и актуальности) информации о перевозочном процессе, об ограничениях технологического характера, существующих на сети ОАО «РЖД» и пр. По сути, заявка на перевозку грузов является предварительным договором и имеет значение для планирования перевозок как грузоотправителем, так и ОАО «РЖД».  Перевозка осуществляется на основании договора перевозки, оформляемого железнодорожной транспортной накладной. Система продаж (коммерческая инфраструктура) на цифровой железной дороге должна функционировать на принципах совместного пользования информационными системами авторизированными участниками, включать обеспечение сквозного контроля за вносимой и корректируемой информацией (пользователь, внесший изменения, дата/время изменений, причина и т.д.), в том числе с использованием технологии «блокчейн» или ее аналогов. Формирование информационных систем, открытых для участников перевозочного процесса и профессиональных логистов, сделает открытыми лимиты пропускных способностей в режиме реального времени, может существенно повысить эффективность планирования перевозок и, соответственно, эффективность системы железнодорожного транспорта. Новый формат раскрытия информации может стать рычагом реализации права на недискриминационный доступ к услугам ОАО «РЖД» и позволит профессиональным участникам рынка и потребителям принимать оптимальные технологические и коммерческие решения. Изменение правил приема заявок связано с изменением правил доступа к информационным ресурсам ОАО «РЖД».
2. Касательно законодательного введения права на приоритетный доступ к услугам грузовых железнодорожных перевозок в условиях ограниченной пропускной способности инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Данный вопрос неразрывно связан с вопросами о правилах подачи и исполнения заявок на перевозку грузов.
В настоящий момент законом предусмотрен исключительный приоритет перевозки грузов, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Заявки на иные виды грузов принимаются у всех грузоотправителей на равных основаниях.
Изменения в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» в части введения механизма приоритетных перевозок для грузоотправителей/грузополучателей, заключивших договоры с ОАО «РЖД», включая инвестиционные договоры, содержат экономические риски и неопределенности для грузоотправителей и грузополучателей, как подписавших, так и не подписавших долгосрочные соглашения. Позиция Совета потребителей по данному вопросу в связи с рассмотрением контрактов take-or-pay была сформирована ранее (протокол заседания Совета потребителей от 14.02.2017 г. №1/2017, п. 2.1.) и направлена в Министерство транспорта Российской Федерации письмами от 07.06.2017 г. исх. №131 и от 07.12.2016 г. исх. № 275 (заключение Совета потребителей прилагается).
Совет потребителей отмечает, что введение приоритетного доступа в условиях дефицитных пропускных способностей инфраструктуры влечет для потребителей услуг ОАО «РЖД» в сфере грузовых перевозок высокие риски нарушения условий публичных договоров и понуждения грузоотправителей к заключению договоров на кабальных условиях.
Создание любых инструментов, меняющих существующие в настоящее время правила доступа к перевозкам, в том числе правила подачи и исполнения заявок, должно соответствовать следующим принципиальным условиям:
- сохранение недискриминационного доступа к инфраструктуре;
- отсутствие дополнительной тарифной нагрузки для грузоотправителей.
3254

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма