Совет потребителей рассмотрел проект приказа Минтранса России об утверждении Порядка проведения текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов

Совет потребителей рассмотрел проект приказа Минтранса России об утверждении Порядка проведения текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов

16 сентября 2021

На заседании 16 сентября 2021 года Совет потребителей рассмотрел проект приказа Минтранса России «Об утверждении Порядка проведения текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов, включающего в себя критерии определения обеспеченности инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования пунктами текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов, перечень неисправностей груженых или порожних грузовых вагонов, требующих текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов, ответственность за качество проведения текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов, порядок отцепки и прицепки груженых или порожних грузовых вагонов в пути следования в целях проведения текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов, сроки направления груженых или порожних грузовых вагонов в текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов, а также порядок определения размера платы перевозчику и (или) владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в связи с такими отцепкой и прицепкой в случае, если текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов был проведен по причинам, не зависящим от перевозчика и (или) владельца инфраструктуры».

1. Общесистемный подход к организации текущего отцепочного ремонта.
По действующим нормативным документам при отцепке вагона в пути следования по неисправности ремонт проводится на ближайшем к месту выявления неисправности участке ТОР. При этом оператор (владелец вагона) не может самостоятельно определять место проведения текущего ремонта.
В проекте Порядка проведения ТОР, поступившего из ФАС России, представлено две редакции пункта 4 в части определения субъектов, с кем операторы (владельцы вагонов) могут заключать договоры на выполнение ТОР:
1) ОАО «РЖД» предлагает закрепить возможность оператора (владельца вагона) заключать договор на выполнение ТОР грузовых вагонов как с владельцем инфраструктуры, так и с иной ремонтной организацией;
2) СРО СОЖТ предлагает ограничить возможность заключения оператором (владельцем вагона) договора на выполнение ТОР грузовых вагонов только с владельцем инфраструктуры. При этом владелец инфраструктуры вправе привлекать к работам по ТОР субподрядчиков, оставаясь при этом ответственным перед заказчиком за ненадлежащее исполнение обязательств.
ОАО «РЖД» предлагает организовать конкуренцию на рынке выполнения ТОР, которая потенциально может снизить стоимость ремонта и повысить его качество.
При этом до принятия решения о целесообразности перехода к конкуренции на рынке ТОР Совет потребителей считает необходимым проработать ряд вопросов:

1.1. Исключение рисков дискриминации отдельных операторов, закрытия пунктов ТОР на малоинтенсивных линиях и формирования дефицита ремонтных мощностей.
Редакция ОАО «РЖД», по сути, предполагает исключение ТОР из услуг инфраструктуры, предоставляя возможность определять условия выполнения ТОР в рамках договора оператора (владельца вагона) с ремонтными организациями. В этом случае услуга ТОР теряет статус публичной.
Совет потребителей отмечает, что исключение ответственности ОАО «РЖД» за проведение ТОР в пути следования без закрепления в законодательстве публичного статуса услуги ТОР может создавать риски дискриминации отдельных операторов и владельцев вагона путем возможного отказа ремонтными предприятиями в осуществлении ремонта или завышения его стоимости.
В настоящее время ОАО «РЖД» содержит широкую сеть пунктов ТОР, которая позволяет компенсировать затраты на содержание пунктов ТОР на малоинтенсивных линиях за счет доходов пунктов, расположенных в местах массовых отцепок. Передача объемов ТОР в частные ремонтные компании, ориентированные на участки с высокоинтенсивным движением, приведет к снижению доходов ОАО «РЖД». Это создает риск того, что владелец инфраструктуры для компенсации убытков будет закрывать пункты ТОР на малоинтенсивных линиях или увеличит стоимость ремонта на них.
Совет потребителей отмечает, что в п. 11 проекта Порядка проведения ТОР формально определены критерии обеспеченности инфраструктуры пунктами ТОР (наличие пунктов ТОР на сортировочных станциях и станциях начальных и конечных операций с грузовыми вагонами и подготовки грузовых вагонов к перевозке). Однако не конкретизировано кем будет осуществляться контроль наличия пунктов ТОР на указанных станциях, а сами критерии не позволяют определить достаточную производственную мощность пунктов ТОР. Это создает риски формирования дефицита ремонтных мощностей на отдельных станциях/участках сети.
Совет потребителей предлагает конкретизировать критерии обеспеченности инфраструктуры пунктами ТОР и дополнить Порядок обязанностью владельца инфраструктуры по обеспечению наличия пунктов ТОР в составе инфраструктуры в количестве, достаточном для обеспечения непрерывности перевозочного процесса.
Совет потребителей также отмечает, что в соответствии с Правилами технической эксплуатации на железнодорожном транспорте передислокация неисправных грузовых вагонов, отцепленных в пути следования, разрешена только к ближайшему пункту ТОР или вагоноремонтному предприятию.
Передислокация неисправного вагона на дальние расстояния может нести риски нарушения безопасности перевозочного процесса и роста отказов технических средств. В связи с этим при отсутствии у операторов (владельцев вагонов) возможности направлять отцепленный вагон в любой пункт ремонта кроме ближайшего требует проработки ситуации, когда у оператора (владельца вагона) отсутствуют с ним договорные отношения. При этом необходимость заключения такого договора может приводить к дополнительным простоям вагонов на станции в ожидании заключения договора или заключения договоров на невыгодных для операторов (владельцев вагонов) условиях.

1.2. Проработка порядка определения платы за ТОР и сопутствующие услуги.
Совет потребителей отмечает, что отдельные пункты проекта Порядка проведения ТОР несут риск дублирования платы за отдельные операции, выполняемые при ТОР:

Дублирование платы за подачу-уборку вагонов
Абзацем 1 пункта 27 проекта Порядка проведения ТОР предусматривается компенсация расходов вагоноремонтного предприятия, связанных с подачей-уборкой вагонов, а абзацем 2 того же пункта предполагается безакцептное взимание платы с владельца вагона в пользу владельца инфраструктуры за ту же услугу по подаче-уборке вагона.
Совет потребителей считает, что предлагаемый подход несет риск двукратного взимания платы с владельца вагона за одну и ту же услугу и предлагает изложить п.27 проекта порядка Проведения ТОР в следующей редакции:

«В случае если текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов был проведен по причинам, не зависящим от перевозчика и (или) владельца инфраструктуры, оператор (владелец) грузового вагона компенсирует расходы владельца ремонтного предприятия (в том числе если он является владельцем инфраструктуры) за услуги по подаче и уборке грузовых вагонов на(с) пункт(а) текущего отцепочного ремонта, обеспечиваемые данным владельцем ремонтного предприятия непосредственно (в том числе являющегося владельцем инфраструктуры и перевозчиком) или в рамках договоров с перевозчиком (владельцем инфраструктуры)».

Порядок определения платы при неисправностях не по вине перевозчика или владельца инфраструктуры
В разделе 7 Порядка проведения ТОР предусмотрен механизм определения размера платы перевозчику и (или) владельцу инфраструктуры в связи с отцепкой и прицепкой грузовых вагонов по причинам, не зависящим от перевозчика и (или) владельца инфраструктуры. При этом в документе не уточняется какие неисправности грузового вагона могут быть отнесены к случаю текущего ремонта по причинам, не зависящим от перевозчика и (или) владельца инфраструктуры.
Учитывая, что только перевозчик (владелец инфраструктуры) принимает решение об отцепке неисправного вагона и о его передислокации к пункту проведения ТОР, это может нести риски возникновения споров и нарушения прав операторов (владельцев вагонов) при оформлении железнодорожных накладных, служащих основанием для оплаты.

Оплата отцепок вагонов в ТОР при начально-конечных операциях
Путь следования для целей рассматриваемого Порядка понимается как период времени от момента приема груза или порожнего грузового вагона к перевозке на железнодорожной станции отправления (оформление перевозчиком транспортной железнодорожной накладной) до момента выдачи груза или порожнего грузового вагона грузополучателю, получателю, то есть включает начально-конечные операции. При этом в соответствии с п 1.16 Прейскуранта №10-01 в тариф при начально-конечных операциях уже включены работы по выполнению технического обслуживания грузовых вагонов и приемо-сдаточных операций (осмотр и передача вагонов в техническом и коммерческом отношении).
Совет потребителей предлагает провести дополнительный анализ порядка формирования платы как за сам ТОР, так и за сопутствующие услуги для исключения рисков двойной оплаты части операций, уже включенных в тариф (например, отцепка вагона).
Совет потребителей считает, что без проработки указанных выше вопросов предлагаемый ОАО «РЖД» подход несет риски роста расходов операторов (владельцев вагонов), которые они будут перекладывать на грузоотправителей, и предлагает изложить пункт 4 в редакции СРО СОЖТ, закрепив ответственность владельца инфраструктуры ОАО «РЖД» по организации ТОР грузовых вагонов в пути следования, в том числе с возможностью привлечения третьих лиц.
Кроме того, Совет потребителей при доработке проекта Порядка проведения ТОР предлагает учесть следующие предложения:

2. Периметр Порядка проведения ТОР.
Проект Порядка проведения ТОР содержит положения, которые не соответствуют периметру его действия (текущий отцепочный ремонт), в частности:
а) в соответствии с абзацем 2 пункта 1 Порядок проведения ТОР может распространяться на любые технические неисправности, выявленные в пути следования, в том числе не требующие отцепки вагона;
б) в Приложении 1 проекта Порядка проведения ТОР, определяющем неисправности грузовых вагонов, подлежащих устранению в ТОР, включены неисправности (например, трещины отдельных узлов, деталей), которые в зависимости от их масштаба (размера) могут устраняться только при крупном виде ремонта (не ТОР) или не требовать отцепки вагона от состава поезда.
Кроме того, некоторые пункты в Приложении 1 являются не неисправностью, а технологической операцией (диагностирование колесных пар, деталей тележек, деталей автосцепного и автотормозного оборудования, кузова, рамы) или констатацией факта нарушения норматива (истекли сроки деповского, капитального ремонта и службы, достигнут норматив по пробегу).

В связи с этим Совет потребителей предлагает:
- ограничить действие Порядка только случаями отцепки вагонов;
- провести дополнительный анализ Приложения 1, сохранив в перечне только неисправности грузовых вагонов, подлежащие устранению в рамках ТОР.

3. Ограничение ответственности ремонтной организации за качество выполнения ремонта.
Пунктом 17 проекта порядка Проведения ТОР предусмотрено исключение ответственности ремонтной организации за качество выполнения ремонта грузового вагона, если в дальнейшей эксплуатации грузовой вагон был поврежден по причинам, не зависящим от данной ремонтной организации, либо обнаружены технологические неисправности с последнего ремонта грузового вагона другой ремонтной организацией.
По мнению Совета потребителей, предлагаемая формулировка несет риск снятия ответственности ремонтных организаций за качество выполненных работ при ТОР, если в дальнейшем будет обнаружена неисправность, не связанная с элементами, отремонтированными при выполнении ТОР. Например, освобождение от ответственности за качество ремонта колесных пар при повреждении только кузова вагона.
Совет потребителей считает, что все условия по качеству ремонта узлов (деталей) при ТОР должны быть гарантированы до следующего планового ремонта и предлагает исключить пункт 17 проекта порядка проведения ТОР.

4. Дублирование других нормативно-правовых актов.
Положения пунктов 28-30 проекта порядка Проведения ТОР вводят порядок определения расстояния перевозки вагона в случае его отцепки в ТОР и дублируют положения пунктов 39.3 и 39.4 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте (утверждены приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. №29), то есть равного по силе нормативного акта.
Для исключения дублирования положений, а также возможных расхождений при корректировке одного из документов, Совет потребителей предлагает заменить пункты 28-30 проекта Порядка проведения ТОР ссылкой на соответствующие пункты Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте.
Совет потребителей предлагает доработать проект Порядка проведения ТОР с учетом указанных выше комментариев.

3096

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма