Совет потребителей рассмотрел финансовый план и инвестиционную программу ОАО «РЖД» на 2019-2021 гг.

Совет потребителей рассмотрел финансовый план и инвестиционную программу ОАО «РЖД» на 2019-2021 гг.

14 ноября 2018

Совет потребителей рассмотрел представленные ОАО «РЖД» проекты финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов.

По мнению Совета потребителей финансовый план и инвестиционная программа ОАО «РЖД» на 2019-2021 гг. вместе с долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» до 2025 г. являются взаимосвязанными документами единой системы планирования компании. Финансовый план и инвестиционная программа разрабатываются в развитие долгосрочной программой развития компании, и в этой связи их одобрение должно быть синхронизировано с ее принятием.

Совет потребителей счел возможным поддержать предлагаемый проект финансового плана и инвестиционной программы на 2019-2021 гг., в понимании, что эти документы будут синхронизированы с итоговой версией долгосрочной программой развития, а ОАО «РЖД» представит предложенные Советом потребителей комментарии и расшифровки, формирующие два блока вопросов.

Во-первых, для повышения прозрачности финансового плана и инвестиционной программы на 2019-2021 гг. Совет потребителей предлагает дополнить представленные материалы рядом расшифровок в части формирования операционных доходов и расходов, доходов от ДЗО, инвестиционной программы, затрат на обслуживание долга.

В части формирования операционных доходов и расходов на 2019-2021 гг. предлагается представить:
- расшифровку операционных расходов по дирекциям и полигонам/дорогам с увязкой производственных и финансовых показателей;
- применяемые доходные ставки и планируемые доходы в разбивке по видам грузов на период 2019-2025 гг., с оценкой влияния на доходные ставки дополнительных тарифных решений;
- расчет изменения выручки ОАО «РЖД» и прибыли от изменения грузовой базы по годам и по видам грузов, с пояснениями по учёту увеличения дальности перевозок и по изменению себестоимости перевозки различных грузов в разбивке по видам грузов;
- прогноз целевой скорости доставки грузов на период 2019-2021 гг. и оценка его влияния на финансовый план и инвестиционную программу;
- детальный перечень дополнительных расходов на инвестиции в связи с принятием Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года в рамках «майского указа», по сравнению с версиями ДПР, представленными в Совет потребителей ранее;
- анализ достаточности финансирования инфраструктурного и локомотивного комплекса для поддержания технологических активов в соответствии с установленными нормативами (включая расходы на капитальный ремонт пути, хозяйства энергетики и СЦБ, замену линейного оборудования локомотивов и т.д.);
- расчет влияния роста цен на топливо и электроэнергию в привязке к повышению эффективности потребления данных ресурсов и к официальному прогнозу МЭР по рублевой стоимости топлива на период 2019-2021 гг.;
- расчет изменения налогов на движимое и недвижимое имущество по сравнению с финансовым планом, одобренным в декабре 2017 г., с указанием налогооблагаемой базы, а также расчётом аналогичных эффектов для ДЗО;
- пояснения о целесообразности проведения капитализации затрат на капитальный ремонт инфраструктуры;
- детальную Программу оптимизации расходов на 2019-2021 гг. с перечнем конкретных мероприятий и оценкой влияния на снижение себестоимости перевозок, отдельно мероприятий, нацеленных на рост прогнозируемого грузооборота, и отдельно мероприятий по повышению эффективности.
Отчет об исполнении поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 10 декабря 2016 г. №ДМ-П9-7549 в части направления средств, полученных от дополнительной надбавки к общей индексации тарифа в 2018 г. на капитальный ремонт инфраструктуры (с учётом сохранения значительного объёма участков пути со сверхнормативным пропущенным тоннажем). Дополнительно Совет потребителей просит раскрыть мероприятия, на которые планируется направить средства, получаемые от дополнительной надбавки в 2019-2021 гг.;
- перечень мероприятий в рамках общих расходов на организацию транспортной безопасности, с раскрытием (а) затрат на данные мероприятия и (б) комментариями по их увязке с планируемыми изменениями в нормативно-правовые акты в данной области.

В части прогноза доходов от ДЗО на 2019-2021 гг. предлагается представить:
- перечень ДЗО, предполагаемых к продаже в 2019-2021 гг., с указанием предполагаемой выручки и финансового результата от данных мероприятий;
- оценку возможности увеличения дивидендов от ДЗО (в том числе в связи с сокращением выплат по налогу на движимое имущество) с предоставлением планируемых финансовых показателей и инвестиционных программ по основным ДЗО (АО «ФПК», АО «ФГК», GEFCO).

В части инвестиционной программы на 2019-2021 гг. предлагается представить:
- ранжирование всех проектов инвестиционной программы с использованием единого критерия влияния на финансовый результат ОАО «РЖД», учитывая косвенные эффекты (cost-benefit анализ);
- перечень дополнительных расходов на инвестиции, возникших в связи с принятием Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года в рамках «майского указа»;
- оценку достаточности инвестиций в эксплуатационные вагонные и локомотивные депо, с точки зрения соответствия их фактической мощности текущим и перспективным объемам перевозок (лимиты инвестиций в них снижены в сравнении с планом, ранее утвержденным советом директоров ОАО «РЖД»);
- анализ достаточности инвестиций в обновление тягового подвижного состава для достижения запланированных объемов перевозки, в первую очередь на ключевых лимитирующих направлениях, включая информацию о том, за счет каких моделей локомотивов произошла корректировка закупки и на каких полигонах;
- перечень мероприятий, на которые планируется направить средства, получаемые от дополнительных тарифных надбавок, в 2019-2021 гг.

В части долговой политики ОАО «РЖД» на 2019-2021 гг. предлагается представить:
- пояснения относительно заложенных в финансовом плане параметров привлечения кредитов в сравнении с ДПР – средневзвешенная ставка по кредитному портфелю в среднем за период запланирована на уровне 7,7% годовых, что представляется оптимистичным на фоне обозначенного в ДПР верхнего предела в 8,5%;
- расчет изменения расходов на привлечение заемных средств с учетом изменения макропараметров.

Во-вторых, ранее при рассмотрении проекта долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» Совет потребителей уже обозначал ряд вопросов и гипотез, по различным факторам влияющим на источники финансирования ОАО «РЖД». Разбор этих вопросов и изменение самих факторов во времени потенциально могут сформировать дополнительные источники финансирования ОАО «РЖД», которые позволят увеличить инвестиционную программу и перейти с Базового на Оптимистичный сценарий ДПР, что, в свою очередь, потребует пересмотра и корректировки финансового плана и инвестиционной программы на 2019-2021 гг.
При анализе финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2019-2021 гг. Совет потребителей обозначил ряд дополнительных вопросов, в том числе касающихся возможных схем финансирования обновления тягового подвижного состава, использования доходов и баланса ДЗО, управления оборотным капиталом, которые могут позволить компании сформировать дополнительные источники финансирования инвестиционной программы как на 2019-2021 гг., так и последующие периоды.

В части инвестиционной программы на 2019-2021 гг. предлагается представить:
- сравнительный анализ эффективности приобретения локомотивов по схеме лизинга и финансирования за счет собственных средств;
- анализ экономических эффектов (в денежном выражении) всех мероприятий, вошедших в инвестиционную программу, с оценкой возможности переноса сроков реализации проектов, где такие эффекты напрямую не прослеживаются (например, по программе корпоративной информатизации, автоматизации перевозочного процесса, проекту ГЛОНАСС и обновлению прочих локальных объектов).

В части прогноза доходов от ДЗО на 2019-2021 гг. предлагается представить:
- предполагаемые сроки и планируемые доходы от продажи ПАО «Трансконтейнер»;
- комментарии о сроках и планируемых условиях продажи части пакета акций GEFCO c расчётом соответствующих эффектов для ОАО «РЖД»;
- оценку возможности увеличения дивидендов от ДЗО (в том числе в связи с сокращением выплат по налогу на движимое имущество).

В части долговой политики ОАО «РЖД» на 2019-2021 гг. и управления оборотным капиталом предлагается представить:
- дополнительные пояснения о потенциале использования возможностей более низкой долговой нагрузки дочерних компаний ОАО «РЖД» в интересах всего Холдинга (при сопоставлении данных по холдингу ОАО «РЖД» соотношение долг/EBITDA достигает меньших значений, чем отдельно у ОАО «РЖД», что указывает на более низкий уровень долга у дочерних компаний);
- анализ возможности ускорения оборачиваемости оборотного капитала.
В случае формирования у ОАО «РЖД» дополнительных источников финансирования, Совет потребителей предлагает ОАО «РЖД» совместно определять направления их использования для финансирования инвестиций.
13684

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма