На заседании Совета потребителей, состоявшемся 25 июля 2019 года, была рассмотрена обновленная версия проекта приказа Минтранса России
«Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в контейнерах и порожних контейнеров», размещенная на федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/05-19/00091560), которая была актуализирована Минтрансом России по итогам ее обсуждения в мае 2019 года с участниками рынка.
Проект Правил предполагает издание единого нормативного акта, регулирующего осуществление перевозок грузов в контейнерах различных типов и порожних контейнеров, и заменяет приказы МПС РФ от 18.06.2003 г. № 30 («Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в универсальных контейнерах») и от 18.06.2003 г. № 31 («Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в специализированных контейнерах»), в соответствии с которыми в настоящее время осуществляются указанные перевозки.
Рекомендации Совета потребителей по доработке обновленного проекта Правил.
В части понятий и определений.
1. Совет потребителей отмечает отсутствие в проекте Правил понятия «контейнер» (оно есть в действующих приказах МПС и в первой редакции проекта Правил). Учитывая, что контейнер отличается от обычной тары, проходит установленные стандартами испытания и получает сертификат, что подтверждается табличкой на его борту, целесообразно включить в проект Правил определение понятия «контейнер», а в приложениях указать формы табличек (КБК и КТК), которые фактически являются паспортом контейнеров. В частности, Совет потребителей предлагает дополнить проект Правил следующим текстом:
Контейнер – единица транспортного оборудования, имеющая:
- постоянную техническую характеристику, обеспечивающую прочность для многократного применения (в течение установленного срока службы);
- специальную конструкцию, обеспечивающую перевозку грузов одним или несколькими видами транспорта в прямом и смешанном сообщениях без промежуточной перегрузки грузов;
- приспособления, обеспечивающие механизированную погрузку, выгрузку, перегрузку с одного вида транспорта на другой;
- конструкцию, позволяющую легко загружать и выгружать груз;
- внутренний объем, равный 1 м3 и более.
Контейнеры должны соответствовать требованиям Международной конвенции по безопасным контейнерам.
На каждый контейнер должна быть нанесена маркировка, состоящая из маркировочного номера (уникального кода, серийного номера контейнера, буквенно-цифрового символа, являющегося кодом размера контейнера и кода типа контейнера), максимальной (трафаретной) массы брутто и массы тары контейнера в соответствии со схемой, приведенной в приложении № ___ к настоящим Правилам.
Каждый предъявляемый к перевозке контейнер должен иметь следующие таблички:
- о допущении контейнера к эксплуатации по условиям безопасности (далее – табличка КБК), которая подтверждает соответствие контейнера требованиям Международной конвенции по безопасным контейнерам (с учетом их освидетельствования по программе периодического освидетельствования (PEP) или по программе непрерывного освидетельствования контейнеров (ACEP)). Форма таблички КБК приведена в приложении №___ к настоящим Правилам;
- о допущении перевозок грузов под таможенными печатями и пломбами (далее – табличка КТК), которая подтверждает соответствие контейнера требованиям Таможенной конвенции, касающейся контейнеров, и обязательна при перевозке грузов в контейнерах в международном сообщении. Форма таблички КТК приведена в приложении № ___ к настоящим Правилам.
Право на прикрепление указанных табличек подтверждается наличием в организации, устанавливающей такие таблички, свидетельства о допущении, выдаваемом: в Российской Федерации – Российским морским регистром судоходства или иным уполномоченным органом, в других государствах – соответствующими управомоченными организациями.
Владелец контейнера обеспечивает правильность и достоверность его маркировки и наличие соответствующих табличек. При отсутствии надлежащей маркировки и табличек контейнер, как в груженом, так и в порожнем состоянии, к перевозке не принимается.
2. В первоначальной версии Правил присутствовало приложение № 1, которое содержало перечень типов контейнеров. В новой версии Правил приложение № 1 исключено.
По мнению Совета потребителей целесообразно сохранить данное приложение (действующие правила перевозок грузов (приказы МПС) содержат информацию о типах и родах подвижного состава, а также типах контейнеров), синхронизировав перечень типов контейнеров с Прейскурантом №10-01, в частности дополнив определения отдельных видов контейнеров:
Универсальный контейнер – унифицированная грузовая единица, предназначенная для перевозки тарно-штучных грузов и соответствующая требованиям Международной конвенции по безопасным контейнерам с габаритными размерами, находящимися в пределах очертания основного габарита погрузки на железнодорожном транспорте.
Специализированный контейнер, совпадающий по параметрам с универсальным, – унифицированная грузовая единица, соответствующая требованиям Международной конвенции по безопасным контейнерам с габаритными размерами, находящимися в пределах очертания основного габарита погрузки на железнодорожном транспорте, имеющая конструктивные особенности с целью облегчения укладки и выгрузки груза или особое назначение для транспортирования однородных грузов с родственными физико-химическими свойствами, требующими примерно одинаковых условий загрузки, разгрузки и транспортирования.
Специализированный контейнер, не совпадающий по параметрам с универсальным, – транспортная единица, не соответствующая требованиям Международной конвенции по безопасным контейнерам и не имеющая соответствующих табличек КБК и КТК.
В части требований к креплению контейнеров.
По мнению Совета потребителей для обеспечения безопасности движения достаточно опоры контейнеров на железнодорожную платформу тремя, а не четырьмя нижними угловыми фитингами.
Совет потребителей предлагает дополнительно проработать данный вопрос с учетом размера контейнера, его загрузки, скорости перевозки и т.п. При подтверждении отсутствия рисков для безопасности – рассмотреть возможность внесения соответствующих изменений в п. 4 проекта Правил касательно допущения опоры контейнеров на железнодорожную платформу тремя нижними угловыми фитингами.
В части требований к составу контейнерных поездов и подвижному составу для перевозки контейнеров.
С целью повышению эффективности работы контейнерных поездов, а также для решения задачи по снижению порожнего пробега полувагонов Совет потребителей предлагает дополнительно рассмотреть вопрос об изменении редакции п. 18 проекта Правил в части включения в состав контейнерных поездов вагонов-контрейлеров, а также о возможности перевозки контейнеров в универсальных полувагонах.
Совет потребителей поддерживает проект Правил с учетом предлагаемых корректировок.
4122