Совет потребителей на заседании 03 октября 2019 года рассмотрел вопрос о решении Вагонной комиссии Совета по железнодорожному транспорту стран СНГ и Балтии по предложениям Росжелдора о внесении изменений в Руководящий документ по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм касательно обязательного монтажа подшипников кассетного типа с 01 января 2021 года после выполнения капитального ремонта на колесные пары, сформированные с использованием новых колес.
По оценкам Совета потребителей предлагаемые изменения затронут 89% вагонов приписки Российской Федерации (или около 1 млн ед. на 01.09.2019 г.), в тележки которых сейчас конструкционно заложено применение подшипников роликового типа, а общая потребность в инвестициях в оборудование тележек типовых конструкций подшипниками кассетного типа для всех эксплуатируемых в настоящее время вагонов составляет от 200 до 300 млрд руб.
При этом
оценка экономической эффективности данных инвестиций для всех участников сектора
отсутствует, а имеющаяся
статистика отказов роликовых и кассетных подшипников
нерелевантна:
- сравнивались традиционные вагоны со средним возрастом 13 лет и новые инновационные вагоны;
- приводимые в статистике отказы роликовых подшипников произошли после их ремонта, что может быть связано с недостаточно качественным сервисным обслуживанием;
- статистика перевода вагонов в ремонт, в том числе по отцепкам в ТОР, не содержит анализа причин, по котором она была осуществлена.
Для формирования объективной и обоснованной позиции о целесообразности и сроках перехода на кассетные подшипники должна быть проведена
оценка экономического эффекта перехода на кассетные подшипники для всех участников перевозочного процесса на
всем жизненном цикле вагонов с учетом:
- оценки экономической эффективности использования подшипников роликового типа и кассетного типа при работе на вагонах с тележками модели 18-100 и их аналогами в сопоставимых условиях работы, одинакового технического и возрастного состояния (отдельно для новых вагонов и отдельно для существующих вагонов с заменой подшипников при капитальном ремонте колесной пары);
- корректного анализа подтвержденных причин отказов технических средств – из-за неисправности подшипников или по другим причинам;
- анализа причин неисправности подшипников – конструктивные особенности или некачественное сервисное обслуживание и ремонт.
Если расчет покажет экономическую эффективность замены подшипников для владельцев вагонов, то возможно
нормативное предписание перехода на кассетные подшипники не требуется – владельцы вагонов
будут иметь рыночный стимул к переходу на новую технологию.
Если основные
экономические эффекты формируются исключительно или в большей степени у ОАО «РЖД», Совет потребителей предлагает рассмотреть возможность и варианты «раздела эффектов» (например, через скидки) с владельцами вагонов/грузоотправителями для
компенсации их дополнительных расходов.
Совет потребителей отмечает, что предлагаемое жесткое нормативное предписание о переходе на кассетные подшипники с 01 января 2021 года несет ряд рисков, которые требуют дополнительного анализа и проработки.
1. Риски дефицита грузовых вагонов и невыполнение планируемых объемов перевозок:
-
ограниченность производственных и сервисных мощностей – текущий объем производства оценивается ~385 тыс. ед./год, среднегодовая потребность в случае одобрения перехода превысит 1,3 млн ед.;
-
нормативная и технологическая неготовность к переходу на кассетные подшипники.
2. Риск роста ставок аренды вагонов и транспортной составляющей для грузоотправителей:
-
монополия производителей на сервисное обслуживание – если в производстве кассетных подшипников сейчас есть 3 производителя и потенциально возможна конкуренция, то их обслуживание может осуществляться только на заводах-изготовителях, что может приводить к увеличению сроков ремонта и, возможно, росту их стоимости;
-
рост затрат операторов на ремонт вагонов из-за большей стоимости кассетных подшипников – стоимость кассетных подшипников в ~5 раз выше стоимости роликовых. Несмотря на то, что высокая стоимость кассетных подшипников обусловлена их более длительным сроком службы, мероприятия по замене подшипников приведут к росту затрат собственников вагонов на ремонт;
-
снижение эффективности использования парка – дефицит сервисных мощностей и их ограниченная территориальная доступность могут приводить к непроизводительным простоям вагонов в ожидании ремонтов, увеличению срока ремонта и ремонтных расстояний.
3. Санкционные риски из-за неполной локализации производства кассетных подшипников в России:
- производство кассетных подшипников в России осуществляется
по иностранным технологиям (филиалом шведской SKF и на совместных предприятиях с американскими компаниями – Amsted Rail и Timken) и
полностью не локализовано (в частности, используется импортная спец. сталь);
- более 20% парка вагонов Российской Федерации принадлежит компаниям или бенефициарам, находящимся под иностранными санкциями, что ведет к потенциальному риску ограничения доступа парка данных компаний к использованию кассетных подшипников.
Таким образом, Совет потребителей предлагает отложить решение об обязательном введении с 2021 года на территории Российской Федерации подшипников кассетного типа до проработки указанных вопросов.
6821