06 августа 2020 года состоялось заочное заседание Комитета по вопросам тарифного регулирования Совета потребителей, на котором рассмотрели предложения ОАО «РЖД» по внесению изменений в тарифную систему.
ОАО «РЖД» предложило
уточнить применение понижающего коэффициента 0,15 к тарифам Прейскуранта № 10-01 за порожний пробег подвижного состава (автомобилевозов) из-под перевозок автомобилей и их частей на расстояние от 1001 до 3000 км.
Предложение направлено на предотвращение случаев использования недобросовестными операторами подвижного состава указанного понижающего коэффициента на расстояния, превышающие установленный диапазон, за счет искусственного дробления таких перевозок на отрезки до 3000 км и получения скидки несколько раз.
Для решения вопроса ОАО «РЖД» предлагает внести изменения в формулировку абзаца 2 пункта 5 таблицы № 4 Прейскуранта № 10-01 добавив уточнение, что коэффициент 0,15 применяется при первом порожнем (после груженого) пробеге подвижного состава на расстояние от 1001 до 3000 км включительно.
Экспертами Комитета предложение в целом поддержано и, одновременно, отмечено, что в предлагаемой ОАО «РЖД» новой редакции абзаца 2 пункта 5 таблицы № 4 Прейскуранта № 10-01 пропущено слово «дополнительно», которое в действующей редакции предусматривает, что коэффициент 0,15 применяется дополнительно к понижающему коэффициенту 0,86 (действует на все расстояние перевозки порожних автомобилевозов (абзац 1 пункта 5 таблицы № 4 Прейскуранта № 10-01)). В результате возникает риск увеличения тарифа для добросовестных операторов подвижного состава, т.к. они не смогут использовать указанный понижающий коэффициент.
Экспертами Комитета дополнительно в качестве рекомендации было предложено рассмотреть ОАО «РЖД» возможность применения пониженного тарифа при перевозках легковых автомобилей с использованием механизма «тарифного коридора».
Комитет рекомендовал Совету потребителей поддержать предложение ОАО «РЖД» по уточнению применения пониженного тарифа Прейскуранта № 10-01 при перевозках легковых автомобилей с учетом следующей корректировки новой редакции абзаца 2 пункта 5 таблицы № 4 Прейскуранта № 10-01:
«При первом порожнем (после груженого) пробеге указанных типов подвижного состава из-под перевозки груза позиции ЕТСНГ 381 на расстояние от 1001 до 3000 км включительно дополнительно применяется коэффициент 0,15 за расстояние, превышающее 1000 км.».
На заседании также рассмотрели предложения ОАО «РЖД»
по корректировке системы тарификации в рамках ценовых пределов (приказы ФСТ России от 18.12.2012 г. № 398-т/3 и от 21.12.2012 г. № 423-т/3) в части перевозок грузов сборными повагонными и мелкими отправками.
Предложение ОАО «РЖД» направлено на сохранение объемов перевозок грузов сборными повагонными и мелкими отправками (как правило, высокодоходных грузов) в условиях высокой конкуренции с другими видами транспорта в этом сегменте грузовых перевозок.
Представленная ОАО «РЖД» корректировка приказов ФСТ России от 18.12.2012 г. № 398-т/3 и от 21.12.2012 г. № 423-т/3 позволит включить в сферу их действия перевозки грузов сборными повагонными и мелкими отправками.
Экспертами Комитета в целом предложения ОАО «РЖД» были поддержаны и в качестве рекомендации дополнительно было предложено в пункте 2.2 проекта изменений в приказ № 423-т/3 добавить указание на сборные отправки, т.к. в представленной редакции присутствуют изменения только в части мелких отправок.
Комитет рекомендовал Совету потребителей поддержать предложение ОАО «РЖД» по корректировке системы тарификации в рамках ценовых пределов (приказы ФСТ России от 18.12.2012 г. № 398-т/3 и от 21.12.2012 г. № 423-т/3) в части перевозок грузов сборными повагонными и мелкими отправками при условии сохранения общей доходной базы ОАО «РЖД» и недопущения повышения тарифов по каким-либо основаниям для компенсации выпадающих доходов при такой корректировке сверх уровня, предусмотренного в распоряжении Правительства Российской Федерации от 29.12.2017 г. № 2991-р по формуле «инфляция минус 0,1 процентного пункта».
Комитет также рассмотрел предложения ОАО «РЖД»
по расширению перечня оснований, по которым возможно предоставление максимального уровня скидки (50%) в рамках «тарифного коридора».
В настоящее время ОАО «РЖД», согласно приказу ФСТ России от 21.12.2012 г. № 423-т/3, может предоставлять в рамках «тарифного коридора» максимальную скидку: (а) для грузов второго и третьего тарифных классов в размере 50%; и (б) для грузов первого тарифного класса на расстояние до 3000 км в размере 25% исключительно по двум основаниям: для (1) стимулирования роста объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом и (2) обеспечения конкурентоспособности железнодорожного транспорта.
При этом приказом ФСТ России от 18.12.2012 г. № 398-т/3 (п.12) для принятия решения о снижении уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов, исходя из экономической эффективности для субъекта регулирования от принятия такого решения, предусмотрен ряд дополнительных оснований. Указанные основания, согласно приказу ФСТ России № 423-т/3, могут использоваться ОАО «РЖД» только при принятии решений с максимальной скидкой в 12,8%, что препятствует реализации эффективных решений в рамках «тарифного коридора» в текущих рыночных условиях.
ОАО «РЖД» предлагает внести следующие изменения в приказ ФСТ России от 21.12.2012 г. № 423-т/3:
- предусмотреть принятие решений о предоставлении максимальных скидок по любому из оснований, указанных в п.12 приказа ФСТ России от 18.12.2012 г. № 398-т/3 (а не только по двум, указанным выше) для грузов первого тарифного класса при перевозках до 3000 км и для грузов второго и третьего тарифного класса;
- предусмотреть максимальную скидку (50%) не только для грузов второго и третьего тарифного класса, но и для перевозки грузов (независимо от тарифного класса) мелкими отправками, грузов в контейнерах и контрейлерах и порожних контейнеров и контрейлеров.
Указанные изменения должны позволить использовать максимальный размер скидки в рамка механизма «тарифного коридора».
Комитет рекомендовал Совету потребителей поддержать предложение ОАО «РЖД» по внесению изменений в приказ ФСТ России от 21.12.2012 г. № 423-т/3, позволяющих использовать максимальный размер скидки в рамках механизма «тарифного коридора» при условии сохранения общей доходной базы ОАО «РЖД» и недопущения повышения тарифов по каким-либо основаниям для компенсации выпадающих доходов при реализации указанного предложения ОАО «РЖД» сверх уровня, предусмотренного в распоряжении Правительства Российской Федерации от 29.12.2017 г. № 2991-р по формуле «инфляция минус 0,1 процентного пункта».
На заседании также рассмотрели вопрос
уточнения в Прейскуранте №10-01 тарификации перевозок в стандартизированных контейнерах, отличающихся по длине от универсальных (по международному стандарту ИСО 668:1995).
ОАО «РЖД» предлагает внести изменения в Прейскурант № 10-01 в части тарификации перевозок грузов в контейнерах, а именно:
- предлагается провести стандартизацию понятия контейнерной перевозки путем исключения по тексту Прейскуранта № 10-01 слов «универсальные» и «специализированные» в отношении контейнеров;
- предлагается уточнить существующие тарифные схемы в части длины контейнеров, а именно по тексту Прейскуранта внести следующие изменения:
вместо 20 футов – свыше 10 до 20 футов включительно;
вместо 30 футов – свыше 20 до 30 футов включительно;
вместо 40 футов – свыше 30 до 40 футов включительно.
При реализации указанных изменений ОАО «РЖД» предполагает сохранить действующий порядок тарификации контейнеров всех типов, обладающих схожими техническими и технологическими характеристиками; введения в Прейскурант № 10-01 новых тарифных схем не потребуется; тарифная нагрузка на пользователей услугами железнодорожного транспорта не увеличится.
Экспертами Комитета указанные предложения ОАО «РЖД» были в целом поддержаны, а также представлены рекомендации:
- касательно редакции ОАО «РЖД» пункта 2.11.1 Прейскуранта № 10-01 в части отсылки в нем на Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов в контейнерах и порожних контейнеров, применяемые при внутригосударственном сообщении и непрямом международном сообщении через российские порты: было отмечено, что Прейскурант № 10-01 является унифицированным документом, применяемым при перевозках во всех видах сообщения (кроме транзитных). Соответственно отсылка на внутренние правила может создать пробел в тарификации таких перевозок в международном сообщении через пограничные передаточные станции, где внутренние правила не применяются и действуют нормы Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС). В связи с этим целесообразно рассмотреть вариант добавления соответствующей ссылки на СМГС, либо указать прямые ссылки на действующие конвенции и стандарты в отношении контейнеров для идентификации того, что предъявляемая к перевозке тара является контейнером;
- по дополнительному возможному варианту решения задачи выравнивания тарифов для универсальных и специализированных контейнеров – за счет внесения в Прейскурант № 10-01 следующих изменений:
в пунктах 2.11. и 2.11.1. исключить слово «универсальных»;
пункт 2.12. изложить в следующей редакции: «2.12. Определение платы за перевозку грузов в собственных специализированных контейнерах, кроме термических, не соответствующих требованиям Международной конвенции по безопасным контейнерам»;
пункт 2.12.1. – исключить;
пункт 2.12.2. изложить в следующей редакции: «2.12.2. Плата за перевозку грузов в собственных контейнерах, не соответствующих требованиям Международной конвенции по безопасным контейнерам, определяется по правилам настоящего Тарифного руководства для повагонных или мелких отправок;
пункт 2.12.4. изложить в следующей редакции: «2.12.4. Плата за перевозку собственных порожних контейнеров, не соответствующих требованиям Международной конвенции по безопасным контейнерам, определяется:
повагонными отправками – по правилам пунктов 2.6, 2.8 настоящего Тарифного руководства в зависимости от типа вагона с применением тарифа, установленного для грузов второго тарифного класса, за массу тары контейнеров в вагоне, но не менее чем за 10 тонн;
мелкими отправками (одиночные контейнеры) – по тарифу на перевозку грузов в сборных вагонах (тарифная схема № 100) за массу тары контейнера».
Комитет рекомендовал Совету потребителей поддержать предложение ОАО «РЖД» по уточнению в Прейскуранте № 10-01 тарификации перевозок в стандартизированных контейнерах, отличающихся по длине от универсальных (по международному стандарту ИСО 668:1995) при условии (1) сохранения действующего порядка тарификации контейнеров всех типов, обладающих схожими техническими и технологическими характеристиками, и тарифных схем; (2) сохранения общей доходной базы ОАО «РЖД» и недопущения повышения тарифов по каким-либо основаниям для компенсации выпадающих доходов при такой корректировке сверх уровня, предусмотренного в распоряжении Правительства Российской Федерации от 29.12.2017 г. № 2991-р по формуле «инфляция минус 0,1 процентного пункта».
11187