Комитет по тарифному регулированию Совета потребителей рассмотрел предложения ФАС России об изменениях в постановление Правительства РФ от 5 августа 2009 г. № 643 «О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок»
Участники обсуждения отметили, что представленный проект изменений в Постановление Правительства РФ выходит за рамки пункта 8 Протокола №ДМ-П9-71пр и не содержит обосновывающих и аналитических материалов, а также оценки последствий введения предлагаемых изменений.
Отдельные положения проекта изменений в Постановление противоречат нормам ФЗ «О естественных монополиях» и ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», а также не согласуются с принципами прозрачности и предсказуемости тарифного регулирования.
Замечания участников заседания к отдельным предложениям ФАС России:
- Предложение о снижении предельного максимального уровня увеличения тарифов в рамках «тарифного коридора» до 5% в 2018 г. и до 0% начиная с 2019 г. требует экономического обоснования
-Предложение о введении с 2018 г. целевой надбавки на финансирование мероприятий по техническому состоянию и обновлению локомотивного парка не позволяет определить ни размер требуемой надбавки, ни частоту ее применения. Кроме того, введение целевых надбавок несовместимо с предложением использовать в качестве принципа регулирования метод доходности на инвестированный капитал
-Предложение ФАС о введении дополнительной индексации для развития определенных участков инфраструктуры общего пользования не может быть поддержано, т.к. может создать дискриминационные условия для отдельных направлений и потребителей услуг.
-Введение принципа расчета тарифа на основе «доходности на инвестированный капитал», вместо действующего принципа «экономически обоснованных затрат», противоречит нормам, изложенным в п.1 статьи 8 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», согласно которым тарифы формируются на основе себестоимости и уровня рентабельности. Предложение об изменение методики расчета тарифа может быть поддержано только после оценки применения этого метода для всех пользователей услуг ОАО «РЖД».
- Предложение о прекращении регулирования в отдельных сегментах рынка нуждается в доработке.
- Предложение ФАС об учете затрат, связанных с приобретением и обслуживанием локомотивного и мотор-вагонного парка, при расчете необходимой валовой выручки (НВВ), целесообразно исключить. В то же время, участники заседания поддержали предложение ФАС не учитывать в расчете НВВ до 80% экономии, которую ОАО «РЖД» получило за счет оптимизационных мероприятий. При этом, экономия не должна включать необоснованные расходы компании (нерациональное использование производственных средств, неоптимальные управленческие расходы и т.п.).
- Предложение о возможности корректировки тарифов на будущий год, с учетом недополученной ОАО «РЖД» выручки за текущий год поддержано не было.
-Предоставление ФАС права утверждения прогнозного объема оказания услуг в сфере пассажирских перевозок признано нецелесообразным, поскольку эти полномочия относятся к компетенции субъектов Российской Федерации.
86339