«Трансконтейнер» выгружают из ОТЛК

«Трансконтейнер» выгружают из ОТЛК

14 декабря 2017

Источник: Коммерсантъ-Online

ОАО РЖД сделало первый шаг к готовящейся в 2018 году продаже контрольного пакета в крупнейшем контейнерном операторе РФ "Трансконтейнер". Как и предполагал "Ъ", акционеры СП железнодорожных компаний России, Белоруссии и Казахстана - Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК) выделят из этой структуры активы, внесенные ОАО РЖД в 2014 году, в том числе компанию, которая будет владеть 50% плюс 2 акциями "Трансконтейнера".

Акционеры ОТЛК - СП ОАО РЖД, железных дорог Казахстана (КТЖ) и Белоруссии (БЖД) - единогласно решили реорганизовать компанию, говорится в сообщении ОАО РЖД. Партнеры создадут АО "ОТЛК Евразийский железнодорожный альянс" (АО ОТЛК ЕРА) и получат в нем по 33,3% акций. В ОАО РЖД "Ъ" сообщили, что цель реорганизации - переход "к модели операционной компании без активов с паритетом в управлении". Директивы, определяющие порядок реорганизации, утвердил первый вице-премьер Игорь Шувалов летом. Работа с паритетным участием акционеров "повысит их вовлеченность в развитие проекта", отмечается в сообщении. Компания займется развитием грузового транзита на территории стран - участников проекта. Уставный капитал ОТЛК ЕРА составит 98 млн руб. В ходе реорганизации также появятся несколько дочерних структур ОАО РЖД, владеющих активами, ранее внесенными в уставный капитал ОТЛК.

ОТЛК была учреждена ОАО РЖД, КТЖ и БЖД в 2014 году как логистическая компания, оператор вагонов и грузовых терминалов. Акционеры должны были передать ОТЛК активы, но, по сути, это сделало только ОАО РЖД, внеся в АО 50% плюс 2 акции "Трансконтейнера" и 100% минус 1 акцию "РЖД-Логистики" (РЖДЛ). В итоге ОАО РЖД получило 99,84% акций ОТЛК, а КТЖ и БЖД, сделавшие взнос по 32,7 млн руб., - по 0,08%. В 2015 году, когда Владимира Якунина на посту президента ОАО РЖД сменил Олег Белозеров, было решено перестроить ОТЛК по модели asset-light (без активов), вернув ОАО РЖД "Трансконтейнер" и РЖДЛ. Также стоял вопрос о дивидендах этих компаний - пока они платятся в ОТЛК, а не напрямую ОАО РЖД. Обсуждался ряд вариантов (см. "Ъ" от 28 сентября , 5 октября и 2 ноября 2016 года), но консенсус по переходу на модель asset-light долго не был найден.

Утвержденный план реорганизации ОТЛК обсуждался на уровне Минтранса, Минэкономики и Росимущества еще весной (см. "Ъ" от 6 апреля). Предполагалось, что ОТЛК ЕРА включит операционный функционал ОТЛК, в том числе договорную базу и бизнес-процессы, а также вклады КТЖ и БЖД. В "ОТЛК Логистику" передадут пакет РЖДЛ, а в "ОТЛК Финансы" - дивиденды, перечисленные "Трансконтейнером" и РЖДЛ. В обеих структурах 100% минус 1 акция будет принадлежать ОАО РЖД, одна - ОТЛК. У старой ОТЛК останется пакет "Трансконтейнера". Поскольку и КТЖ, и БЖД выйдут из состава акционеров ОТЛК, а в ней по закону об АО не может быть менее двух акционеров, одна акция ОТЛК будет передана по номинальной стоимости РЖДЛ.

В Минэкономики и Минтрансе в четверг на запросы "Ъ" не ответили. Напомним, что сейчас правительство принципиально согласовало план, по которому контрольный пакет "Трансконтейнера" должен быть продан инвесторам, на актив в разное время претендовали, в частности, группа "Сумма" Зиявудина Магомедова (уже владеет 25,07% "Трансконтейнера"), UCL Holding Владимира Лисина, Global Ports, РФПИ, ГК "Дело".

По мнению главы "Infoline-Аналитика" Михаила Бурмистрова, данная схема "единственно возможный вариант развития ОТЛК". План был согласован всеми сторонами еще в начале 2016 года, напоминает эксперт, а ее инициатором стало именно КТЖ. Но казахстанская сторона не хотела вносить активы в СП и передавать таким образом контроль над АО "Казтранссервис" и АО "Кедентранссервис", а главное, над терминалами на станциях Достык и Алтынколь.
"Реорганизация позитивно отразится на "Трансконтейнере" и откроет компании возможности для дальнейшего роста капитализации бизнеса и экономически эффективной продажи пакета акций, принадлежащего ОАО РЖД", - полагает господин Бурмистров. В части взаимодействия с ОТЛК каких-либо существенных изменений не произойдет, считает эксперт, в условиях масштабного дефицита фитинговых платформ и контейнеров на российском рынке и резкого роста ставок аренды на 80-футовые платформы до 1550-1600 руб. в сутки к декабрю 2017 года (более чем на 30% выше, чем в декабре 2016 года) именно "Трансконтейнер" останется основным бенефициаром роста объемов транзитных перевозок через территорию Казахстана.
101232

Все фото

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма