Источник: КоммерсантЪ
Как выяснил "Ъ", ФАС сформировала проект приказа по индексации тарифов ОАО РЖД на 2017-2019 годы: рост ставок в каждом году не превысит 4%. Единственным исключением станут контейнерные перевозки — их разрешено индексировать на 8% в 2017 году. По мнению аналитиков, повышение на 4% крайне благоприятный вариант для грузоотправителей, но при отсутствии компенсирующих тарифных мер это приведет к сокращению доходов ОАО РЖД примерно на 12 млрд руб. уже по итогам 2017 года.
ФАС подготовила проект приказа об индексации ставок тарифов ОАО РЖД, в том числе сборов, платы за грузоперевозки и услуги по использованию инфраструктуры (есть у "Ъ"). Согласно проекту, индексация грузовых тарифов в 2017 году не должна превысить 4%, и та же цифра установлена и на 2018-2019 годы. В ФАС "Ъ" подтвердили этот предел индексации, в ОАО РЖД не комментируют показатели до заседания правительства по теме.
Прежний приказ ФАС от декабря 2015 года предполагал, что тариф в 2017 году вырастет на 4,5%, в 2018 году — еще на 4,1%. Из нового проекта следует, что рост по всем тарифным позициям в 2017 и 2018 годах не превышает 4%, за исключением тарифа на перевозку грузов в контейнерах. По этой позиции допущена возможность роста в пределах 8% в 2017 году с возвратом к 4% в 2018-м. Ранее ОАО РЖД в предложениях по точечной индексации прейскуранта 10-01 (основной тарифный документ монополии) просило увеличить индексацию для контейнерных грузов еще на 4,2% с 2017 года, что принесло бы компании еще 1,9 млрд руб.
Ранее обсуждалась возможность дополнительной индексации тарифа ОАО РЖД в 2017 году в 2% — "премии" за рост скорости доставки грузов, что вкупе с 4,5% утвержденной год назад индексации даст 6,5%. Но 14 ноября по итогам совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича была предложена индексация на эти 2% еще в этом декабре.
Как объясняет собеседник "Ъ", знакомый с ситуацией, идея исходила от Минтранса, ее смысл в том, чтобы поднять базу для расчета тарифа на 2017 год и де-факто достичь уровня индексации в 6-6,1%, но формально удержаться в пределах 4%. Пока судьба этой идеи неизвестна.
Компенсировать снижение индексации ОАО РЖД придется за счет тарифного коридора (право монополии повышать тариф ФАС в пределах 13,4% или снижать ставку до 25%). В пояснительной записке к проекту приказа ФАС пишет, что ОАО РЖД "необходимо продолжать повышать гибкость тарифной политики, учитывающей конъюнктуру товарных рынков, в том числе с учетом изменения ценовых пределов и правил их применения". Ведомство также требует от монополии "изменить внутренний регламент по применению ценовых пределов". Другим способом станут экспортные надбавки. Но вчера глава ФАС Игорь Артемьев подтвердил, что ОАО РЖД и служба согласовали снижение предела надбавок с 13,4% до 10% (см. об этом "Ъ" от 25 ноября). Но правительство еще не определилось с позицией по этому вопросу, уточнил он.
В Минтрансе "Ъ" с тарифными вопросами перенаправили в ФАС. В Минэкономики комментариев не дали, но вчера заместитель главы министерства Николай Подгузов подтвердил, что на 2017 год обсуждается индексация в 4%. По подсчетам главы агентства "Infoline-Аналитика" Михаила Бурмистрова, если индексация тарифов составит 4%, а не 4,5%, как заявлялось ранее, в 2017 году ОАО РЖД недополучит около 6 млрд руб., допиндексация тарифа по контейнерным перевозкам даст около 1,9 млрд руб. В целом, учитывая ограничение до 10% повышающих коэффициентов на экспортные перевозки, доходы ОАО РЖД от грузоперевозок упадут на 12 млрд руб., считает эксперт. По его словам, индексация в 4% для грузоотправителей — оптимальный вариант при отсутствии допиндексации в декабре и без точечных изменений в прейскуранте 10-01. Разовое повышение тарифа на контейнерные перевозки в 2017 году не приведет к снижению конкурентоспособности, так как это "догоняющая индексация", компенсация небольшой части тарифного преимущества, заключает господин Бурмистров.
104324