Источник: КоммерсантЪ
В распоряжении "Ъ" оказался проект протокола к намеченному на сегодня совещанию о перспективах развития железнодорожной отрасли у Дмитрия Медведева. Несмотря на то что ФАС принципиально согласовала повышение тарифа ОАО РЖД в 2017 году на 4%, в протокол предлагается внести целый ряд дополнительных мер поддержки финансовой стабильности монополии. В частности, это дополнительный рост тарифа на 2% на капремонт, налоговые льготы и широкий круг точечных тарифных решений. По мнению аналитиков, в такой редакции реальный рост тарифа ОАО РЖД составит 8-15%. ФАС резко против этого.
Сегодня у премьера Дмитрия Медведева должно состояться совещание о перспективах развития железнодорожной отрасли. В проекте протокола этого совещания, подготовленном Минтрансом (есть у "Ъ"), содержится ряд принципиальных для ОАО РЖД решений на 2017 год. Так, предлагается "одобрить в основном" его финплан и инвестпрограмму (см. "Ъ" от 22 октября), отметив, что сбалансированность деятельности ОАО РЖД достигается при оптимизации расходов и росте доходов. Но Минтранс отмечает сокращение в 2016 году тарифной выручки монополии на 91,7 млрд руб., рост себестоимости на 1,9% и эффективную доходную ставку (отражает реальный рост доходов) в 3%, хотя ФАС определила ее на уровне 7,5%.
В документе предлагается индексировать тариф ОАО РЖД на грузоперевозки в 2017 году на 4% и снизить максимальную надбавку в рамках тарифного коридора с 13,4% до 10% на 2017-2019 годы (см. "Ъ" от 25 ноября). Но Минтранс также предлагает "предусмотреть дополнительную целевую надбавку" к тарифам "в средневзвешенном среднесетевом размере не более 2%". Ранее предлагалось дать эту надбавку ОАО РЖД просто как "премию за скорость". Но сейчас ее предлагается адресно направить на капремонт инфраструктуры на приоритетных направлениях. Их перечень должна определить правкомиссия по транспорту на основании предложений ОАО РЖД, она же получит полномочия по контролю за целевым использованием надбавки.
Число точечных изменений в прейскуранте 10-01 (основной тарифный документ ОАО РЖД) в документе куда больше, чем в предложениях ФАС. Регулятор предлагал индексировать все тарифы строго на 4%, кроме перевозки контейнеров, на которые допустили рост тарифа в 8% (см. "Ъ" от 30 ноября). У Минтранса также сохранилось предложение сократить скидки на перевозку угля и железной руды на дальние расстояния. Раньше для угля к плечам свыше 3 тыс. км и 3,5 тыс. км применялся тарифный коэффициент 0,32 и 0,333, сейчас его предложено повысить до 0,4, а по железной руде на плечах свыше 5 тыс. км - увеличить с 0,115 до 0,5. Также восстановлено предложение унифицировать тарифы для всех нефтяных грузов по второму тарифному классу. Скидку в рамках тарифного коридора для грузов второго и третьего классов предложено увеличить с действующих 25% до 50% (такое решение вчера приняло правление ФАС). Военные грузы предложено уравнять с коммерческими, обнулить для ОАО РЖД налог на новое имущество и установить 1% от ставки на старое (см. "Ъ" от 9 ноября), взыскать с регионов долги по дотациям на пассажирские перевозки и обеспечить ОАО РЖД полную компенсацию - как в будущем, так и ретроспективно - за перевозки льготников. Также предложено проработать возможность введения инвесттарифов и перераспределения недополученной в 2016 году тарифной выручки на 2017-2019 годы.
В ОАО РЖД отказались от комментариев по поводу документа. В ФАС резко против предложенных мер. "Решения, предлагаемые в неожиданно появившемся накануне совещания "проекте протокола", противоречат прогнозу социально-экономического развития РФ и по сути означают индексацию на 8,5% вместо обсуждаемых ранее 4%, - говорят в службе. - ФАС не поддерживает их принятие". В Минтрансе оперативных комментариев не предоставили. "Появление такой редакции протокола поздно вечером накануне совещания - это попытка лоббистов устроить блицкриг и создать «рай на земле» для своих доверителей", - говорит «Ъ» федеральный чиновник.
"По мнению гендиректора Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина, предложенный подход к индексации "недопустим". "ОАО РЖД соглашается с уровнем индексации в 4%, но тут же вносят ряд тарифных решений, включающих изменение базовых тарифных условий, - поясняет он. - И тем более недопустимо вводить дополнительную индексацию для финансирования определенного списка работ, уже включенных в тариф (капремонт. - " Ъ") ". Учитывая, что аварий и крушений в 2016 году стало больше, говорит эксперт, "настало время отчитаться за освоение средств (включая деньги от экспортного тарифа), а не просить бизнес снова инвестировать в черную дыру под названием "капремонт пути"". По его мнению, при принятии всех этих решений монополия получит более 120 млрд руб., а бизнес - реальную индексацию тарифа на 8-15%
98667