Источник: КоммерсантЪ
Как выяснил "Ъ", Минтранс нашел изъяны в обеих версиях реорганизации Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК, СП РФ, Белоруссии и Казахстана), из которой нужно вывести обратно в ОАО РЖД доли в "Трансконтейнере" и "РЖД-Логистике". Версия от ОАО РЖД не устраивает Минтранс, поскольку в ней монополия не получит прямого контроля над 50% плюс двумя акциями "Трансконтейнера". Версия Минэкономики, считает Минтранс, противоречит Гражданскому кодексу и несет риски образования у ОАО РЖД убытка из-за обесценения акций "Трансконтейнера".
Минтранс выступил против всех предложенных вариантов реорганизации ОТЛК, следует из письма замминистра Алексея Цыденова в Минэкономики от 28 октября (есть у "Ъ"). ОТЛК, созданная железными дорогами России, Белоруссии и Казахстана как логистическая компания для трансъевразийского контейнерного сообщения, должна быть преобразована по модели "без активов". Внесенные в капитал ОТЛК ОАО РЖД 50% плюс две акции контейнерного оператора "Трансконтейнер" и 100% минус одна акция "РЖД-Логистики" (РЖДЛ) должны быть вынесены за пределы СП.
Свои предложения уже представили ОАО РЖД, владеющее 99,84% акций ОТЛК, и Минэкономики (см. "Ъ" от 28 сентября). ОАО РЖД предлагало разделить ОТЛК на четыре компании, куда перейдут и доли Белоруссии и Казахстана в ОТЛК (по 0,08%). Минэкономики, напротив, предлагало сохранить доли партнеров в компании, которая получит бизнес "старой ОТЛК", а РЖДЛ и "Трансконтейнер" вынести в структуру, принадлежащую ОАО РЖД. В итоге Минэкономики согласилось с оговорками взять вариант ОАО РЖД за основу (см. "Ъ" от 5 октября).
Но Алексей Цыденов пишет, что оба варианта предполагают реорганизацию ОТЛК (а вариант Минэкономики — еще и реорганизацию ОАО РЖД) и, следовательно, несут риски предъявления требований кредиторов к структурам. Вариант ОАО РЖД не устраивает Минтранс громоздкостью схемы и отсутствием у ОАО РЖД прямого контроля над выводимыми из ОТЛК активами. Предложения Минэкономики противоречат Гражданскому кодексу РФ, отметил Минтранс, а передача доли в "Трансконтейнере" ОАО РЖД негативно скажется на финансовых результатах монополии. Дело в том, что акции оператора сейчас дешевле, чем при формировании уставного капитала ОТЛК, поясняется в письме, убытки ОАО РЖД могут составить 9,5 млрд руб.
В Минтрансе и ОАО РЖД комментариев не дали. Источник "Ъ", близкий к монополии, говорит, что письма с подобным содержанием не получали. В Минэкономики "Ъ" сообщили, что письмо получено, вопрос рассматривается. "Варианты реорганизации ОТЛК будут тщательно прорабатываться, до тех пор пока не будут исключены все риски",— подчеркивают там.
Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров отмечает, что наиболее логичной представляется схема, при которой в акционерном капитале "Трансконтейнера" у Минска и Астаны не будет долей. Но, продолжает эксперт, риски, связанные с реорганизацией ОАО РЖД, следует учитывать — в первую очередь из-за его валютного долга,— в то время как у "Трансконтейнера" данный риск отсутствует: его чистый долг составляет менее 0,2 EBITDA и представлен на 95% рублевыми облигациями, проспектом которых не предусмотрено досрочное погашение при реорганизации.
Но в "Трансконтейнере" по-прежнему заинтересованы частные инвесторы: как писал "Ъ" 28 октября, группа "Сумма" Зиявудина Магомедова (владеет 24,1% акций оператора) уже предлагает выкупить либо контрольный пакет у ОАО РЖД по рыночной цене, либо его половину с премией к рынку в 20-30%, а еще половину — через четыре-пять лет. В эту сделку может вмешаться ФАС: в понедельник глава службы Игорь Артемьев заявил, что продавать актив надо на очень строгих условиях, разделив активы на две-три части и продав одну из них на рынок, чтобы не создавать монополию. По мнению Михаила Бурмистрова, на рынке железнодорожных контейнерных перевозок конкуренция достаточна и ее не нужно искусственно поддерживать. Риски ее нарушения возникнут только в случае, если пакет купит "Сумма", контролирующая второго по величине контейнерного оператора FESCO, чей бизнес интегрирован с морскими линиями. Эксперт замечает, что дробление "Трансконтейнера" негативно скажется на его конкурентоспособности как международного транзитного перевозчика.
20970