Колесные пары пошли в рост

Колесные пары пошли в рост

01 февраля 2017

Источник: КоммерсантЪ

Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) пожаловался в ФАС на рост цен у российских изготовителей цельнокатаных колес (ЦКК) колесных пар за год более чем на 30%. СОЖТ прогнозирует увеличение спроса на ЦКК и опасается дефицита, что еще больше увеличит цену продукции. Металлурги между тем настаивают на индексации цен в связи с ростом цены на сырье. При этом "Евраз НТМК" заявил о готовности увеличить производство колес в 2017 году до 20%.

СОЖТ просит ФАС проверить правомерность "значительного повышения цен" изготовителями цельнокатаных колес и взять ситуацию под контроль. Такое письмо союз направил в ФАС 20 января (есть у "Ъ").

В ФАС подтвердили получение письма, добавив, что оно находится в работе.

Колеса производят ОАО "Выксунский металлургический завод" (ВМЗ, входит в Объединенную металлургическую компанию (ОМК) Анатолия Седых) и ОАО "Евраз Нижнетагильский металлургический комбинат" ("Евраз НТМК", входит в группу Evraz, принадлежащую Роману Абрамовичу и партнерам). На них, по данным СОЖТ, приходится до 90% поставок. Остальной объем - продукция украинской компании "Интерпайп".

СОЖТ отмечает, что с января 2016 года рыночная стоимость ЦКК российских производителей повысилась на треть. При этом, по прогнозам отраслевого сообщества, потребности рынка в ЦКК вскоре значительно увеличатся. При жизненном цикле ЦКК в среднем шесть-семь лет с 2017 года "прогнозируется массовая их замена у колесных пар вагонов, принятых на сеть в 2010-2012 годах - на пике активного обновления парка", говорится в письме. Собеседник "Ъ" на рынке объясняет, что в период 2015-2016 годов произошло массовое списание грузовых вагонов (около 200 тыс. единиц), что привело к снижению спроса на ЦКК, поскольку при ремонтах зачастую использовались детали со списанных вагонов. Но в 2017 году и в будущие периоды ситуация однозначно изменится, говорит он: уже сейчас рынок ощущает повышение спроса на цельнокатаные колеса по сравнению с 2016 годом. По его словам, производственные мощности российских изготовителей позволяют удовлетворить растущий спрос, но на практике они заинтересованы в существовании дефицита.

Представитель ОМК пояснил "Ъ", что ВМЗ реализует колеса по рыночным ценам, "завод в четвертом квартале 2016 года - начале 2017 года произвел незначительные корректировки в ценах на колеса в связи со значительным ростом цен на металлургическое сырье". Все заявки, которые поступают сегодня на ВМЗ, предприятие удовлетворяет в полной мере, поясняют в ОМК (мощность ВМЗ по колесам - до 850 тыс. штук в год). Для удовлетворения спроса ВМЗ заключил десятилетний контракт на поставку колесной заготовки с заводом "Уральская сталь", отметили в ОМК. Источник "Ъ" в ОАО РЖД говорит, что в октябре прошлого года в "Торговый дом РЖД" (ТД РЖД) поступило обращение от "ОМК-Сталь" с предложением об индексации цен с 1 января. Производитель объяснил, что только по причине роста цен на сырье расчетная индексация цены на ЦКК должна была составить более 36%. Сейчас ТД РЖД и производитель "рассматривают варианты сотрудничества без ущемления интересов всех участников рынка", говорит собеседник "Ъ".

В Evraz сообщили, что в связи с возросшим спросом рост производства колес в 2017 году на комбинате составит до 20%. Управляющий директор "Евраз НТМК" Алексей Кушнарев подтверждает повышение спроса на ЦКК. "В этом году мы увеличим производство российских грузовых колес, начнем отгрузки для "Ласточки", а также параллельно будем расширять линейку продукции и выходить на новые рынки - у нас для этого достаточно ресурсов", - добавляет господин Кушнарев.

Глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров отмечает, что металлурги пытаются максимально использовать благоприятную конъюнктуру рынка, которая связана с совпадением роста спроса на новые вагоны и планируемыми на 2017 год заменами колесных пар. Мощностей российских производителей достаточно для обеспечения колесами как вагоностроительных, так и вагоноремонтных предприятий даже без поставок колес с Украины, считает он. В то же время олигополистический характер рынка и агрессивная ценовая политика российских металлургов практически исключают возможность стабилизации цен без вмешательства ФАС, говорит эксперт.
20816

Все фото

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма