Источник: Ведомости
Правительство решило сократить финансирование крупных проектов РЖД из бюджета. Модернизация Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской магистралей не получит финансирование из бюджета, следует из опубликованного Минфином проекта финансового документа на 2018 г. и плановый период 2019–2020 гг. Хотя в 2018–2019 гг. РЖД рассчитывала получить на эти стройки из бюджета 88,5 млрд руб., говорилось в паспорте проекта. Теперь финансирование для проекта предусмотрено только из ФНБ, подтвердил представитель Минфина.
Предполагалось, что модернизация БАМа и Транссиба завершится в 2018 г., но, чтобы синхронизировать стройку с планами грузоотправителей, срок был сдвинут на 2019 г. Замедление перевозчик объяснял «общим снижением экономической активности в регионе», задержками с вводом месторождений угля, минерального сырья и производств (передавал «Интерфакс»). По данным РЖД, в 2016 г. по БАМу и Транссибу перевезли 126,3 млн т грузов (+11,7%). По словам представителя РЖД, к 2020 г. железнодорожная сеть сможет пропустить в направлении портов и пограничных переходов Дальнего Востока на 66 млн т больше грузов в сравнении с 2012 г. (данные о перевозках не раскрываются). А второй этап проекта увеличит пропускную способность на 114 млн т, говорил ранее старший вице-президент РЖД Вадим Михайлов.
В 2013–2019 гг. РЖД собиралась построить на БАМе и Транссибе более 580 км дополнительных путей, разъездов, реконструировать магистрали, железнодорожные станции, искусственные сооружения, электрифицировать пути. Весь проект оценивался в 562 млрд руб. Государство из бюджета готово было профинансировать 110 млрд руб., из ФНБ – 150 млрд руб. В 2013–2015 гг. РЖД из ФНБ и бюджета получила 71,5 млрд руб. Таким образом, РЖД оставалось получить 100 млрд руб. из ФНБ и 88,5 млрд руб. из бюджета. Но в августе поручением президента Владимира Путина финансирование ФНБ было увеличено до 150 млрд руб. А бюджетные расходы на стройки РЖД сведены к нулю. Таким образом проект недосчитался 38,5 млрд руб.
Сокращение вложений в развитие железных дорог на востоке России (в том числе БАМа и Транссиба) РЖД связывает с объявленной правительством политикой по сокращению расходов бюджета в размере до 10%, пишет «Интерфакс» со ссылкой на проспект к евробондам РЖД. Будет ли восполнена недостающая сумма из ФНБ или РЖД придется вкладывать эти деньги самой – не ясно. Минэкономразвития прорабатывает предложения по обеспечению проекта необходимыми средствами, сказал представитель ведомства.
Дефицит по-прежнему составляет 88 млрд руб., говорит представитель Минтранса. «Бюджет проекта пересматривается – он может быть дополнен вторым этапом. Дефицит бюджетных средств может быть восполнен на втором. Если параметры проекта будут увеличены и если правительство примет решение о дополнительных инвестициях за счет РЖД, можно рассмотреть возможность замещения средств бюджета дополнительными средствами ФНБ в сумме 88 млрд руб.», – говорит представитель Минтранса. Представитель РЖД от комментариев отказался.
К 2017 г. РЖД вложила в модернизацию БАМа и Транссиба 173,5 млрд руб. (см. график). Монополия собирается расширить инвестпрограмму, говорил ранее президент компании Олег Белозеров. Сейчас инвестпрограмма компании – 470 млрд руб., но она может вырасти до 510 млрд руб. Значительную часть средств, вырученных от 2%-ной надбавки к грузовому тарифу, РЖД в 2017 г. направила на финансирование БАМа и Транссиба, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Если и в 2018 г. надбавка сохранится, частично РЖД сможет покрыть нехватку финансирования, уверен он.
Но вот возможности РЖД привлекать внешнее финансирование ограничены, считает Бурмистров. Долговая нагрузка РЖД на 30 июня была 2,08 EBITDA, а соотношение EBITDA и чистых процентных расходов (с учетом капитализируемых процентов) – 6,3. К концу 2017 г. дефицит бюджета монополии может достичь 100 млрд руб., оценивает Бурмистров. При этом возможности РЖД резко увеличить доходы ограничены из-за недостаточной пропускной способности БАМа и Транссиба. Сейчас пропускной способности БАМа и Транссиба «почти достаточно», считает источник в компании-грузоотправителе, но, если не начать работу над вторым этапом модернизации (см. врез), могут возникнуть проблемы.
Сокращение финансирования БАМа и Транссиба может привести к замедлению темпов реализации проекта, переносу сроков ввода части объектов, заметил ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов: пострадают от этого все – и РЖД, и грузоотправители. РЖД может попробовать сэкономить часть средств, но оптимизировать расходы на все 38,5 млрд руб. вряд ли получится, считает Баранов.
88279