Рассмотрение актуализированных предложений ОАО «РЖД» по изменениям базовых законов железнодорожного транспорта на расширенном заседании Комитетов Совета потребителей

30 января 2020 года состоялось расширенное заседании Комитета по стратегии, инвестициям и программам развития ОАО «РЖД» и Комитета по вопросам грузовых перевозок Совета потребителей, на котором были рассмотрены актуализированные предложения ОАО «РЖД» по внесению изменений в Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», а также проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услуге перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования».


Представителем Правового департамента ОАО «РЖД» было указано, что компания продолжает вести работу по уточнению формулировок статей 12 и 12.1 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», касающихся требований к перевозчику и операторам железнодорожного подвижного состава:
— основными новациями статьи 12 являются исключение обязанности перевозчиков по владению грузовыми вагонами, исключение понятия «договор на оказание услуг локомотивной тяги» и определение обязательств перевозчиков по перевозке грузобагажа; — в статье 12.1 изложены требования к операторам, включая обязательное членство в СРО, предусмотрено создание единой СРО и содержание основных стандартов СРО. Основная дискуссия с участниками рынка сохраняется по вопросу обязательного членства операторов в единой СРО.


Представитель СОЖТа отметил необходимость продолжения дискуссии по формулировкам статей 12 и 12.1 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». По данным статьям СОЖТ представил в ОАО «РЖД» свои комментарии и предложения:
— дополнительных пояснений требует необходимость включения формулировки о недопущении операторами дискриминационных условий для клиентов;
— СОЖТ не готов поддержать предложения ОАО «РЖД» в части стандартов, которые должна разработать СРО, в частности, по порядку предоставления информации о вагонах, не задействованных в перевозочном процессе, порядку предоставления вагонов на ЭТП;
— в силу отсутствия в законопроекте определения вводимого понятия особо значимых грузов и критериев формирования их перечня введение обязанности операторов по обеспечению вагонами перевозок таких грузов несет высокие риски для бизнеса;
— в части создания единой СРО СОЖТ видит положительные стороны, но для выбора оптимального варианта считает необходимым провести моделирование работы рынка в разных условиях;
— при переходе к прямому регулированию деятельности операторов на уровне федерального закона следует учесть существующую нормативную базу – нормы постановления Правительства Российской Федерации от 25.07.2013 г. № 626 «Об утверждении Положения об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками».


В ходе дальнейшего обсуждения члены и эксперты Комитета:
— предложили возможные альтернативные подходы к саморегулированию операторского рынка (вариант создания нескольких СРО, отказ от обязательного членства операторов в СРО); — отметили риски, возникающие в случае создания единой СРО операторов (например, для кэптивных операторов);
— высказали позицию о снижении актуальности вопроса введения специального порядка обеспечения вагонами особо значимых грузов в наступившем цикле профицита вагонного парка.


По другим предложениям ОАО «РЖД», включающим вопросы примыкания к железнодорожным путям общего пользования, перераспределения ответственности между участниками перевозки при подаче и уборке вагонов, особому порядку организации перевозки в условиях «узких мест» и т.д., поступили предложения провести среди членов и экспертов Комитетов и членов Совета потребителей заочный опрос, предложив:
— оценить актуальность Экспертного заключения Совета потребителей №02/2019-ЭЗ в части данных предложений компании;
— представить позицию по проекту постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услуге перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования»;
— указать возможные вопросы, требующие дополнительной проработки.
По результатам проведенного опроса подготовить обобщенный список вопросов, предложений и комментариев и направить его в ОАО «РЖД» для дальнейшего обсуждения с компанией, в том числе на площадке рабочей группы по формированию эффективной системы обратной связи с клиентами и развитию информационной среды взаимодействия с потребителями услуг ОАО «РЖД» под руководством Шило А.Н.


Участники заседания отметили, что предложения ОАО «РЖД» по изменению Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» как по вопросам регулирования операторской и перевозочной деятельности, так и другим вопросам необходимо рассматривать вместе со связанными с ними иными нормативными актами, которые будут определять конкретные механизмы реализации положений, предусмотренных Федеральными законами.


По итогам заседания Комитетов было решено:


По результатам обсуждения вопросов саморегулирования на рынке услуг операторов железнодорожного подвижного состава рекомендовать внести на рассмотрение Совета потребителей вопрос «О позиции Совета потребителей по вопросам введения обязательного членства в саморегулируемых организациях; добровольного членства в саморегулируемых организациях; создания единой СРО операторов железнодорожного подвижного состава или множественности СРО».


Запросить позиции и комментарии членов и экспертов Совета потребителей:


1) По предложениям ОАО «РЖД», касающимся:
— правового регулирования перевозчиков (ст. 12 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;
— регулирования деятельности операторов (ст. 12.1 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»);
— изменения условий эксплуатации вагонного парка и перераспределения ответственности за техническую пригодность/исправность вагонов в процессе перевозки между участниками перевозки;
— изменения порядка подачи заявок на перевозку, исключение пункта об ответственности перевозчика за просрочку доставки грузов;
— формирования особых условий доступа для инвесторов в железнодорожную инфраструктуру и портовые мощности;
— особого порядка организации перевозки в условиях наличия ограниченных пропускных способностей;
— правил примыкания строящихся, новых/восстановленных железнодорожных путей к железнодорожным путям общего пользования;
— проекта Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услуге перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования».


2) В части оценки актуальности Экспертного заключения Совета потребителей №02/2019-ЭЗ.


3. Рекомендовать Совету потребителей направить обобщенные вопросы, предложения и комментарии в ОАО «РЖД» для дальнейшего обсуждения на заседании рабочей группы по формированию эффективной системы обратной связи с клиентами и развитию информационной среды взаимодействия с потребителями услуг ОАО «РЖД».

Читайте также: