Заседание тарифного Комитета по обсуждению тарифных предложений «РЖД» на 2021-2025 годы

Заседание тарифного Комитета по обсуждению тарифных предложений «РЖД» на 2021-2025 годы

13 Октября 2020

13 октября 2020 года состоялось заседание Комитета по вопросам тарифного регулирования Совета потребителей, на котором были рассмотрены тарифные предложения ОАО «РЖД» по грузовым перевозкам на 2021-2025 годы, представленные в докладе начальника ЦФТО А.Н. Шило на совещании генерального директора ОАО «РЖД» О.В. Белозёрова с крупнейшими грузоотправителями и пользователями услуг железнодорожного транспорта 16 сентября 2020 г.

В соответствии с докладом ОАО «РЖД» предлагает реализовать меры тарифного регулирования в целях формирования источников финансирования комплексных проектов развития инфраструктуры, повышения надежности и качества железнодорожной инфраструктуры, в т.ч.:
- повысить тарифы для инновационных полувагонов (отменить отдельные тарифные схемы) и установить до 2022 года скидку 5% на груженый рейс для всех грузов перевозимых в инновационных вагонах по всем направлениям;
- дополнительно проиндексировать на 4% тарифы на порожний пробег полувагонов;
- дополнительно проиндексировать на 4% тарифы на перевозку контейнеров;
- повысить тариф на перевозку антрацитов до тарифов на коксующийся уголь;
- повысить тарифы на экспортные перевозки угля энергетического в Восточном направлении (отмена коэффициента 0,895 с 2022 г.);
- продлить до 2025 года целевую надбавку 1,5% на компенсацию расходов, связанных с изменением налогового законодательства с увеличением ее в следующем размере: дополнительно на 2021 год +1,2%; на 2022 год +1,6%; на 2023 год +1,78%; на 2024 год +1,81%; на 2025 год +1,92%.

Представители ОАО «РЖД» отметили, что:
- альтернативным тарифным решением может являться сохранение для ОАО «РЖД» налога на имущество на уровне 1,6%, а также сохранение объемов расходов на транспортную безопасность на уровне 2020 г. Кроме того может быть рассмотрен вариант общей индексации грузовых железнодорожных тарифов на 2,3%;
- рассматриваемые предложения не являются официальной тарифной заявкой и могут быть скорректированы по результатам актуализации инвестиционной программы и финансового плана компании, которые в настоящее время проходят обсуждение в федеральных органах исполнительной власти и Правительстве РФ.

Эксперты Комитета отметили, что для всех участников рынка важна сбалансированная финансовая модель ОАО «РЖД», которая обеспечивает устойчивое финансирование инвестиционной программы компании. На достижение этой цели направлена долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 г., утвержденная Правительством РФ в 2019 г.
При формировании ДПР Правительство РФ распоряжением № 2991-р от 29.12.2017 г. утвердило долгосрочную тарифную систему по принципу «инфляция минус 0,1%». В свою очередь, грузоотправители дважды (2018 г. и 2019 г.) согласились на дополнительную индексацию тарифов (сверх утвержденной долгосрочной формулы).
До 2021 г. динамика объемов перевозок позволяла финансировать инвестиции и дополнительную нагрузку на ОАО «РЖД» со стороны государства: рост налоговой нагрузки, не полное финансирование пассажирского комплекса, дивиденды, новые инвестиционные проекты (в том числе, развитие пассажирского комплекса), денежный поток от которых часто недостаточен или сдвинут «вправо».
Снижение в 2020 г. объемных показателей относительно ДПР и ожидаемое сохранение этой динамики в 2021 г. сокращают доступные ОАО «РЖД» источники финансирования.
При этом члены и эксперты Комитета отметили, что рост тарифов на фоне увеличения прямой налоговой нагрузки на ОАО «РЖД» означает дополнительное, по факту, «двойное налогообложение» промышленности в условиях глубочайшего кризиса. Это приведет к дальнейшему сокращению объемов перевозок.
Эксперты Комитета также отметили важность приоритетной реализации эффективных для ОАО «РЖД» проектов, которые обеспечивают прирост объемов перевозок или сокращают затраты на перевозки. Доходы от этих проектов сейчас заложены в модель компании на 2021 год и последующие годы – сокращение финансирования этих проектов приведет к еще большему дефициту источников средств ОАО «РЖД».
Члены и эксперты Комитета отметили, что оценка предлагаемых тарифных решений должна проводиться с учетом актуальных версий финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД», включая фактические результаты 2020 г. До получения этих документов не представляется возможным проанализировать обоснованность и необходимость предлагаемых тарифных решений.

При этом по мнению членов и экспертов Комитета при формировании сбалансированной модели ОАО «РЖД» необходимо:
1. Не увеличивать нагрузку на экономику через рост тарифов:
- сохранить действующую модель долгосрочного тарифного регулирования по формуле «инфляция минус 0,1%»;
- отказаться от «точечной» дополнительной индексации тарифов на грузовые перевозки;
- до восстановления объемов перевозок рекомендовать Правительственной комиссии по транспорту Российской Федерации зафиксировать для ОАО «РЖД» налоговые и регуляторные условия (налог на имущество на уровне 1,6%, расходы на транспортную безопасность на уровне 2020 г.);
- рекомендовать Правительственной комиссии по транспорту Российской Федерации отказаться от распределения дивидендов ОАО «РЖД» (кроме выплат по привилегированным акциям) до восстановления устойчивости финансовой модели компании.

2. Приоритизировать инвестиции:
- определить эффективные для ОАО «РЖД» или важные для экономики страны проекты (например, проекты с подтвержденной грузовой базой; развитие Восточного полигона, как наиболее значимого для роста грузовых перевозок; программа закупки локомотивов);
- обеспечить реализацию проектов развития Восточного полигона как наиболее лимитирующего для роста грузовых перевозок в соответствии со сроками и перечнем приоритетных участков и объектов развития Восточного полигона, согласованными Советом потребителей;
- сроки реализации проектов (даже включенных в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры), для которых это не критично (нет ожидания прироста перевозок до 2025 г.), сдвинуть «вправо». Например, развитие инфраструктуры, которая сейчас недозагружена, в направлении портов Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов;
- реализовать механизм, который позволит компенсировать затраты на неэффективные для ОАО «РЖД» проекты за счет бюджетного эффекта – по аналогии с господдержкой, предусмотренной механизмом СЗПК (Федеральный закон «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»).

По итогам заседания Комитета было решено сформировать проект экспертного заключения Совета потребителей и вынести его на рассмотрение ближайшего заседания Совета.

293

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма