Совет потребителей рассмотрел отчеты ОАО «РЖД» по целевым надбавкам и обновленный проект Правил переадресовки

Совет потребителей рассмотрел отчеты ОАО «РЖД» по целевым надбавкам и обновленный проект Правил переадресовки

03 сентября 2019

На заседании Совета потребителей 03 сентября 2019 года были рассмотрены отчеты ОАО «РЖД» по целевым надбавкам к тарифам Прейскуранта №10-01 на перевозки грузов и услуги инфраструктуры: «Отчет аудитора о размере дополнительных расходов ОАО «РЖД» (не включенных в индексацию на соответствующий год тарифов на перевозку грузов и оказание услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования) вследствие изменений в сфере налогового законодательства Российской Федерации за 2018 год» и «Отчет о мониторинге целевого использования средств, получаемых ОАО «РЖД» в рамках целевой надбавки на выполнение капитального ремонта инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, за 2018 год».

В 2016 и 2017 годах ФАС России были установлены целевые надбавки к тарифам Прейскуранта №10-01 на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами:
- с 2017 года – на капитальный ремонт инфраструктуры в размере 1,02;
- с 2018 года – на компенсацию расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства, в размере 1,0144.
В июле 2018 года во исполнение распоряжения Правительства от 29 декабря 2017 г. № 2991-р ФАС России продлила действие данных надбавок: на капитальный ремонт инфраструктуры на 2019-2025 гг. – в том же размере; на компенсацию расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства, на 2019-2021 гг. – в размере 1,015.

ФАС России установила для ОАО «РЖД» ряд поведенческих условий, в том числе предоставление:
- отчета аудитора о размере дополнительных расходов (не включенных в индексацию на соответствующий год тарифов на перевозку грузов и оказание услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования) вследствие изменений в сфере налогового законодательства Российской Федерации ежегодно, начиная с 15 мая каждого года следующего за отчетным годом;
- отчета о целевом использовании средств, полученных ОАО «РЖД» от целевой надбавки на выполнение капитального ремонта инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденного Министерством транспорта Российской Федерации, ежеквартально, начиная с 25 января 2019 года следующего за отчетным кварталом. В приказе ФАС России указано, что данный отчет должен предусматривать оценку степени выполнения субъектом регулирования показателей эффективности (результативности).

В части отчета аудитора о дополнительных расходах вследствие изменений в сфере налогового законодательства.

Согласно отчету аудитора в 2018 году дополнительные расходы ОАО «РЖД» от изменений в сфере налогового законодательства Российской Федерации составили 13,8 млрд. руб.
В соответствии с комментариями представителей ОАО «РЖД» доходы компании от целевой надбавки в 2018 году составили ~18 млрд. руб. При этом на горизонте до 2021 года суммарный рост расходов от налоговых изменений превысит положительный эффект от целевой надбавки.
В рамках тарифных кампаний 2017-2018 гг. Совет потребителей поддержал комплексный пакет долгосрочных тарифных решений, в том числе применение дополнительных целевых надбавок в указанном размере, которые в совокупности направлены на достижение сбалансированности финансового состояния ОАО «РЖД» на период до 2025 года.
Для всех участников рынка железнодорожных перевозок важно сохранение устойчивости достигнутых тарифных договоренностей и долгосрочной финансовой модели ОАО «РЖД». С учетом этого Совет потребителей считает, что анализ дополнительных расходов ОАО «РЖД», в том числе за счет изменений в сфере налогового законодательства, целесообразно проводить на всем горизонте действия целевой надбавки с учетом влияния на целевые параметры долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года.

В части отчета о мониторинге целевого использования средств, получаемых в рамках целевой надбавки на капитальный ремонт инфраструктуры.

В отчете об использовании средств, получаемых ОАО «РЖД» в рамках целевой надбавки на выполнение капитального ремонта инфраструктуры, представлены: общий размер затрат ОАО «РЖД» в 2018 году (~ 24,8 млрд. руб.), учтенных в рамках данной надбавки; их доля от общей суммы доходов, учтенных в базовой индексации (~1,96%); основные направления ремонтных работ (ремонт путей ~23,7 млрд. руб., ремонт контактной сети ~1,1 млрд. руб.).
По мнению Совета потребителей для оценки эффективности использования средств от целевой надбавки на выполнение капитального ремонта инфраструктуры необходима дополнительная детализация данных (например, объекты и участки, на которые были потрачены полученные средства; оценка влияния проведенных работ на параметры скорости и объем просроченных ремонтов на данных участках и т.п.).

Таким образом, проанализировав представленные Отчеты, Совет потребителей отмечает, что ОАО «РЖД» выполняет поведенческие условия, установленные приказом ФАС России от 13 июля 2018 г. № 977/18.

Для повышения информативности и прозрачности Отчетов Совет потребителей считает целесообразным: - проводить анализ использования средств от целевой надбавки на компенсацию расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства, на всем горизонте ее действия с учетом эффекта на целевые параметры долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года;
- включить в отчет об использовании средств, получаемых ОАО «РЖД» в рамках целевой надбавки на выполнение капитального ремонта инфраструктуры, информацию об объектах и участках, на которые были потрачены средства, а также анализ изменения параметров скорости и объема просроченных ремонтов на данных участках после проведения ремонта.

На заседании Совета 03.09.2019 г. была также рассмотрена доработанная редакция проекта приказа Минтранса России «Об утверждении Правил переадресовки грузов, порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте», размещенная на федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/06-18/00081408).

Совет потребителей отмечает, что значительная часть замечаний, содержащихся в экспертном заключении Совета потребителей касательно первоначальной версии проекта Правил, подготовленного Советом летом 2018 года, в целом учтена разработчиком. Доработанная редакция содержит ряд положительных положений, устраняющих существующие нормативные пробелы, таких как:

- установлена возможность подать заявление о переадресовке вагона (вагонов) владельцем собственного порожнего вагона (вагонов), не являющимся его (их) отправителем;

- установлена возможность переадресовки порожнего вагона (вагонов), отцепленного (отцепленных) перевозчиком по причине не только технической неисправности, но и по технологическим причинам от групповой (маршрутной) отправки в пути следования.

- установлена возможность переадресовки в пути следования отдельных собственных порожних вагонов, следующих в составе групповой или маршрутной отправки, в составе отправительского маршрута.

Однако некоторые замечания при доработке не были учтены.

Совет потребителей предлагает внести изменения в п.13 проекта Правил в части раскредитования первоначальной накладной и оформления новых накладных на вагоны, следующие в составе маршрутной или групповой отправки.

Согласно п. 13 проекта Правил при переадресации одного/части вагонов от групповой отправки, происходит раскредитование первоначальной накладной на станции переадресовки и оформление новых накладных: как на вагоны, заявленные к переадресовке с указанием новой станции назначения, так и на оставшуюся часть вагонов, следующих в первоначальный адрес.
В результате происходит «ломка тарифа» для всех вагонов: как переадресуемых, так и тех, что едут в свой первоначальный адрес.
Включение такого порядка в новые правила переадресовки не позволит гибко управлять парком вагонов, в том числе простаивающих в брошенных поездах, из-за существенного тарифного удорожания для вагонов, которые не переадресуются, но в первоначальной накладной включенных в одну отправку с переадресуемыми.
В такой ситуации целесообразно использование схемы применяемой для вагонов, отцепленных в ТОР: не переадресуемые вагоны следуют по первоначальной накладной с пересчетом группности на станции назначения, а новая накладная оформляется только на переадресованные вагоны.

Предлагаемая редакция п.13: «Переадресовка отдельных вагонов с грузом, следующих в составе маршрутной или групповой отправки, в том числе отправительского маршрута, допускается в пути следования или на железнодорожной станции назначения груза с оформлением дальнейшей перевозки новыми перевозочными документами. Переадресовка остальных вагонов, следующих в составе маршрутной или групповой отправки, осуществляется по первоначальным перевозочным документам».

Технические комментарии.
В соответствии с положениями абз. 13 п. 4 проекта Правил к заявлению о переадресовке груза прикладывается, в частности, «согласие плательщика». Учитывая, что плательщик перевозочного тарифа и плательщик за переадресацию могут не совпадать, целесообразно указать, что требуется получение согласия именно первоначального плательщика тарифа.
Пункт 6 проекта Правил ограничивает круг подписантов заявления о перадресовке руководителем организации. В соответствии со ст. 273 Трудового кодекса, руководитель организации — это физическое лицо, которое осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Учитывая, что в некоторых случаях полномочия по подписанию заявления о переадресовке могут быть переданы по доверенности другим лицам, или в качестве единоличного исполнительного органа может выступать, например, управляющая компания, предлагаем изменить термин «руководитель организации» на «уполномоченный представитель».

Совет потребителей поддерживает предлагаемую редакцию проекта приказа Минтранса России «Об утверждении правил переадресовки грузов, порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте» с учетом внесения в приказ вышеперечисленных изменений.

9845

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма