Заседание тарифного Комитета по тарификации порожнего пробега, перевозок металлургических грузов и Правилам установления инвестиционных тарифов

Заседание тарифного Комитета по тарификации порожнего пробега, перевозок металлургических грузов и Правилам установления инвестиционных тарифов

12 Сентября 2019

На заседании Комитета по вопросам тарифного регулирования 12 сентября 2019 года обсудили комментарии ОАО «РЖД» к Экспертному заключению Совета потребителей от 01.07.2019 г. по предложениям ОАО «РЖД» касательно изменения тарификации порожнего пробега и применения 5%-ой скидки на порожний пробег полувагонов, оформленных через электронную торговую площадку «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП).

По мнению членов и экспертов Комитета, полученные комментарии не снимают обозначенные Советом потребителей вопросы, поэтому указанное Экспертное заключение сохраняет свою актуальность.
В качестве наиболее значимого эксперты Комитета отметили риск роста транспортных затрат грузоотправителей-экспортеров. При этом в комментариях ОАО «РЖД» не представлено обоснование предложения по сокращению порожнего пробега за счет обратной загрузки порожних вагонов с учетом сложившихся грузопотоков по направлениям. По оценкам экспертов Комитета, объем грузовой базы Дальнего Востока для транспортировки в западном направлении ограничен, и показатели порожнего пробега являются объективными. В таких условиях предлагаемое увеличение стоимости порожнего пробега на дальние расстояния приведет к росту стоимости предоставления полувагонов и, как следствие, увеличению тарифной нагрузки на грузоотправителей.
Особенно остро данный вопрос стоит в угольной отрасли. С учетом ухудшения конъюнктуры на мировом угольном рынке и снижения платежеспособности угольных компаний, дополнительная тарифная нагрузка может привести к сокращению объемов добычи угля и, соответственно, погрузки.

Члены Комитета отметили, что предлагаемая компенсация дополнительной тарифной нагрузки за счет использования ЭТП ГП требует дополнительной проработки, в том числе по вопросу дискриминации биржевых и внебиржевых потребителей услуг ОАО «РЖД».

Отдельными членами Комитета был высказан позитивный подход к множественности механизмов стимулирования сокращения порожнего пробега: при формировании равных условий предоставления скидок при условии сокращения порожнего пробега для всех электронных торговых площадок (ЭТП) и для держателей прямых контрактов.
В представленных дополнительных экспертных оценках членов Комитета было отмечено, что при проработке инструментов стимулирования привлечения вагонов на электронные торговые площадки за счет тарифных скидок целесообразно определять источник компенсации выпадающих доходов ОАО «РЖД» при предоставлении скидки, и считать недопустимым осуществлять такую компенсацию за счет целевых надбавок, индексации тарифов, изменения в целом тарифов на порожний пробег вагонов, внесения изменений в Прейскурант №10-01.

В ходе заседания Комитета представители ОАО «РЖД» прокомментировали, что:
- в настоящий момент направленные ранее предложения дополнительно прорабатываются, в том числе с использованием подходов, более точно учитывающих экономию расходов ОАО «РЖД» от сокращения порожнего пробега полувагонов в результате использования электронной торговой площадки;
- ОАО «РЖД» ведет работу по формированию схемы устойчивых грузопотоков и планирует дополнительно представить в Совет потребителей обоснование по сокращению порожнего пробега полувагонов;
- ОАО «РЖД» рассматривает возможности (а) распространения скидки за порожний пробег полувагонов на любые ЭТП, вне зависимости от их принадлежности, (б) предоставления скидки участниками рынка за сокращение порожнего пробега.

На заседании Комитета было решено:
Поддержать проводимую ОАО «РЖД» работу по расширению возможности предоставления скидки за порожний пробег полувагонов, оформляемых через любые электронные площадки, при условии наличия компенсирующего скидки экономического эффекта для ОАО «РЖД» от сокращения порожнего пробега полувагонов, экономии от автоматизации процессов, а также привлечения дополнительных грузов под перевозку при работе через ЭТП.
Отметить актуальность позиции Совета потребителей, определенной в Экспертном заключении №04/2019-ЭЗ от 01.07.2019 г. Рекомендовать Совету потребителей вынести на ближайшее заседание вопрос о поддержке ранее изложенной позиции.
Направить запрос в ОАО «РЖД» о предоставлении обосновывающих расчетов по сокращению порожнего пробега грузовых вагонов с учетом устойчивых грузопотоков, объемов обратной загрузки, последствий предлагаемых тарифных решений.
Провести повторное рассмотрение предложений ОАО «РЖД» после получения схемы устойчивых грузопотоков (которая должна определять технологические процессы в организации движения поездов и управления вагонным парком) и дополнительных комментариев ОАО «РЖД» по вопросам, обозначенным в Экспертном заключении Совета потребителей от 01.07.2019 г., а также в части (а) расширения возможности предоставления скидки за порожний пробег полувагонов, оформляемых через любые электронные площадки, (б) применения других механизмов предоставления скидки участникам рынка за сокращение порожнего пробега.

На заседании Комитета также обсудили предложения ОАО «РЖД» по изменению системы тарификации перевозок металлургических грузов
. Члены и эксперты Комитета отметили, что указанные предложения в целом ведут к росту стоимости перевозки сырья (железной руды, кокса) и снижению перевозки стоимости перевозки черных металлов.
Участники заседания представили различные оценки влияния предлагаемых изменений на отрасль в целом и отдельные компании, в частности:
- по оценкам ОАО «РЖД» общая тарифная нагрузка на металлургическую отрасль останется неизменной: рост стоимости перевозки сырья (руды и кокса) будет нивелирован сопоставимым снижением стоимости перевозки готовой продукции на 25 млрд руб.;
- представитель АО «СУЭК» обозначил оценку потерь за период 2020-2025 гг. - до 111 млрд руб. для металлургии и около 60 млрд руб. для угольной отрасли. Учитывая масштаб возможных потерь, для сохранения высокодоходной грузовой базы отмечена необходимость сосредоточиться в первую очередь на решении технологических проблем при организации грузовых перевозок, так как данный фактор в отличие от тарифного является более значимым в причинах ухода высокодоходных грузов с железной дороги;
- представитель УК «Промышленно-металлургический холдинг» обозначил предварительную оценку ежегодных потерь компании в объеме до 2,1 млрд руб.;
- представители ООО УК «МЕТАЛЛОИНВЕСТ» охарактеризовали данные инициативы как спорные, подтвердили факт проведения рабочих встреч с представителями Департамента методологии тарифообразования, экспертизы, анализа и применения тарифов в области грузовых и пассажирских перевозок ОАО «РЖД», отметив, что пока отсутствует понимание в отношении механизмов компенсации дополнительной тарифной нагрузки на Группу;
- представителем ООО «Базовый элемент» отмечено, что предлагаемые решения будут оказывать влияние и на цветную металлургию (кокс используется при производстве алюминия) - дополнительные издержки для цветной металлургии оцениваются до 1 млрд руб. в год. При этом компания в целом поддерживает позицию ОАО «РЖД» о целесообразности модернизации системы тарификации, в том числе в отношении снижения тарифов на вывоз готовой продукции и параметров дифференциации тарифов.
- представитель ПАО «НЛМК» озвучил позицию компании о возможности поддержать предложения ОАО «РЖД» при условии учета следующих замечаний: (а) перевода лома черных металлов (как аналога железорудного сырья) во второй тарифный класс; (б) нивелирования повышения нагрузки для отдельных металлургических предприятий, а именно:
- для предприятий с высокой долей отгрузки сырья на внутренний рынок предусмотреть изменение базиса поставки на РСА станция отправления, что позволит снять риск повышения нагрузки за счет оплаты услуг за транспортировку покупателями сырья, которые, смогут компенсировать рост затрат за счет снижения стоимости перевозки готовой продукции;
- предусмотреть компенсационные меры за счет использования ОАО «РЖД» механизма «тарифного коридора», а также разработки методики предоставления скидок к долгосрочным тарифам;
- дополнительно проработать возможные механизмы нивелирования негативных эффектов для отдельных грузоотправителей за счет средств бюджетной системы Российской Федерации.

Представители ОАО «РЖД» дополнительно отметили следующее:
- предлагаемые изменения являются тестовым вариантом модификации тарифной системы для стимулирования перевозок готовой продукции с запланированным сроком реализации после 2025 года;
- тарифную заявку с указанными изменениями ОАО «РЖД» планирует представить в ФАС России в рамках планируемой тарифной кампании для обеспечения прозрачности перспективных тарифных условий для участников рынка перевозок;
- во избежание увеличения тарифной нагрузки в настоящее время ОАО «РЖД» осуществляет адресную работу с каждым металлургическим холдингом по выработке наиболее оптимальных тарифных условий.

С учетом высказанных разнонаправленных мнений и оценок, а также комментариев ОАО «РЖД», члены и эксперты Комитета выразили мнение о:
а) необходимости проведения дополнительного анализа инициативы по изменению системы тарификации перевозок металлургических грузов в части:
- влияния на стоимость транспортировки сырья и готовой продукции для предприятий черной металлургии;
- влияния на транспортные расходы для других отраслей металлургического и горнодобывающего сектора (цветная металлургия, добыча угля и т.д.);
- оценки возможного мультипликативного эффекта на цены предприятий отечественной машиностроительной, строительной, транспортной и других отраслей; - оценки возможного влияния на стоимость и ставки предоставления подвижного состава в результате возможного изменения цен на металлы;
- оценки влияния на стоимость рельсовой продукции для ОАО «РЖД»;
- влияния на объемы производства железорудного сырья с учетом удорожания стоимости его перевозки при экспорте в условиях ухудшения конъюнктуры (мировые цены на железную руду с июля 2019 года снизились на ~25%).

б) целесообразности рассмотрения всех предложений ОАО «РЖД» по изменению тарифного регулирования в рамках единого пакета с комплексной оценкой их влияния на всех грузоотправителей.

По итогам обсуждения было решено:
Отметить необходимость проведения дополнительного анализа влияния предлагаемых изменений системы тарификации перевозок металлургических грузов в соответствии с обозначенными вопросами, а также в комплексе со всем пакетом тарифных инициатив ОАО «РЖД» по всем отраслям экономики.
С учетом представленных на заседании Комитета разнонаправленных мнений в отношении предложений ОАО «РЖД» по изменению системы тарификации перевозок металлургических грузов, рекомендовать Совету потребителей вынести на рассмотрение ближайшего заседания данный вопрос со следующими вариантами позиций:
Поддержать предложения ОАО «РЖД» по изменению системы тарификации перевозок металлургических грузов.
Не поддерживать предложения ОАО «РЖД» по изменению системы тарификации перевозок металлургических грузов в связи с необходимостью проведения дополнительной оценки их влияния на металлургическую и прочие отрасли.
Поддержать проводимую ОАО «РЖД» работу по донастройке системы тарификации после 2025 года, направленную на удержание высокодоходных грузов и повышение эффективности перевозок, в понимании, что это не приведет к дополнительному росту тарифной нагрузки на грузоотправителей. Отметить целесообразность комплексного рассмотрения всех тарифных инициатив ОАО «РЖД» с учетом их влияния на всех грузоотправителей.

Также на заседании Комитета была рассмотрена подготовленная Минэкономразвития России таблица разногласий с причастными ФОИВами по проекту постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил установления инвестиционных тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования и о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации», а также его обновленная версия.

Участники заседания отметили, что 22.04.2019 г. Совет потребителей одобрил Экспертное заключение №01/2019-ЭЗ от 18.04.2019 г. по указанному проекту постановления. По мнению членов и экспертов Комитета принципиальные изменения в новой версии проекта Постановления отсутствуют. Вопросы и риски, на которые указывал Совет потребителей в ранее направленном Экспертном заключении, остаются актуальными.
Было решено вынести на ближайшее заседание Совета потребителей вопрос о поддержке ранее изложенной позиции.
50

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС вагоны ФГК грузы открытое министерство локомотивы ОАО РЖД