Выработка сбалансированного подхода к вопросам взаимной ответственности потребителей услуг и ОАО «РЖД» в связи с изменениями статьи 97 Устава

Выработка сбалансированного подхода к вопросам взаимной ответственности потребителей услуг и ОАО «РЖД» в связи с изменениями статьи 97 Устава

27 Марта 2019

27 марта 2019 года состоялось заседание Комитета по вопросам грузовых перевозок Совета потребителей, на котором обсуждались вопросы выработки сбалансированного подхода к механизмам взаимной ответственности потребителей услуг и ОАО «РЖД» в связи с рассмотрением Государственной Думой Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 97 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (законопроект № 230341-7), предусматривающего снижение размера ответственности перевозчика за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, ограничив его при этом 50 процентами платы за перевозку грузов, порожнего вагона, контейнера.

Целью законопроекта, по мнению разработчиков, является выравнивание условий функционирования железнодорожного перевозчика по сравнению с перевозчиками на других видах транспорта, а также гармонизация ответственности перевозчика за просрочку доставки груза при осуществлении перевозок во внутреннем и международном железнодорожных сообщениях.

Членами Комитета было отмечено, что предлагаемые изменения могут привести к увеличению дисбаланса ответственности сторон по договору перевозки железнодорожным транспортом в Российской Федерации, росту количества нарушений сроков доставки грузов и возникновению существенных убытков для грузоотправителей.

В целях реализации сбалансированного подхода к вопросам взаимной ответственности потребителей услуг и ОАО «РЖД» Комитетом были подготовлены следующие предложения по внесению поправок в Устав железнодорожного транспорта:

1. Исключение принципа ограниченной ответственности за нарушение перевозчиком сроков доставки грузов и дополнение Устава правом грузоотправителя/отправителя/грузополучателя, наряду со штрафными санкциями, предъявлять перевозчику при просрочке доставки доказанные убытки, по аналогии с симметричной ответственностью грузоотправителей, установленных ст.98 Устава. При этом предлагается сохранить предусмотренное в настоящее время в ст.97 Устава условие, ограничивающее возможность избежать ответственность за просрочку доставки груза только при наличии обстоятельств, указанных в ст.29 Устава.

2. Исключение платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава до истечения расчетного срока доставки грузов и порожних вагонов (включая сроки, определенные по соглашениям между ОАО «РЖД» и грузоотправителями/операторами);

3. Снижение ответственности грузоотправителей за:
- искажение сведений в транспортной железнодорожной накладной, приведшее к занижению провозной платы и не связанное с возникновением обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, до 100% платы за перевозку фактической массы груза;
- превышение грузоподъёмности (перегруз) вагона, контейнера до 100% провозной платы за перевозку массы груза (грузобагажа), превышающей грузоподъемность вагона или 50% от перевозочной платы.

4. Исключение возможности привлечения грузоотправителей к двойной ответственности за одно деяние по статьям 98 и 102 Устава, что позволит приблизить размер ответственности грузоотправителя на железной дороге к размеру ответственности отправителей на других видах транспорта, а также гармонизировать ответственность грузоотправителей в разных странах-участницах Евразийского экономического союза и в международном сообщении.

Членами Комитета также было отмечено, что принятие законопроекта должно сопровождаться внесением изменений в Правила исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом (утверждены приказом Минтранса России от 7 августа 2015 г. № 245), предусматривающих сокращение сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, с целью реализации задачи ОАО «РЖД» по дальнейшему увеличению скорости доставки грузов и росту грузопотока, что отмечено в официальном отзыве Правительства Российской Федерации на законопроект, в целом его поддерживающего.

Вышеуказанные предложения позволят реализовать запрос потребителей услуг ОАО «РЖД» на увеличение скорости доставки, предсказуемости сроков доставки (как без задержек, так и без раннего прибытия) и снижения расходов на оплату простоев грузов/порожних вагонов до истечения расчетного срока доставки, так как простой не связан с наличием вины грузополучателя/получателя.

Представители ОАО «РЖД» и Минтранса России, участвующие в заседании Комитета, не поддержали внесение поправок в текущий законопроект, отметив, однако, готовность рассматривать предложения Комитета в рабочем порядке, а также указали на то, что концепцией законопроекта является гармонизация норм Устава железнодорожного транспорта с нормами иных отраслей транспорта и международным правом, в связи с этим вносимые предложения не должны выходить за рамки указанной концепции.

По итогам заседания Комитета было принято решение направить в ОАО «РЖД» и Минтранс России свод предложений Комитета по внесению изменений в Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации в целях балансировки взаимной ответственности перевозчика и грузоотправителей/отправителей, а также инициировать обсуждение указанных предложений на площадке ОАО «РЖД».

По результатам обсуждения предложений Комитета с ОАО «РЖД» и Минтрансом России вопрос будет вынесен на рассмотрение Совета потребителей.
12336

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС грузы открытое министерство ФГК вагоны локомотивы продажа