Совместное заседание Комитетов Совета потребителей по предложениям о внесении изменений в Устав и Правила недискриминационного доступа

Совместное заседание Комитетов Совета потребителей по предложениям о внесении изменений в Устав и Правила недискриминационного доступа

22 марта 2021

22 марта 2021 года состоялось совместное заседание Комитета по вопросам грузовых перевозок и Комитета по стратегии, инвестициям и программам развития ОАО «РЖД» Совета потребителей, на котором были рассмотрены поступившие из Минтранса России проекты изменений в статью 10 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и изменений в Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2003 г. №710.

Проектами изменений в нормативно-правовые акты предлагается:
- установить порядок заключения долгосрочных договоров на перевозку грузов на принципах «бери или плати» и закрепить приоритет для перевозок по таким договорам;
- закрепить право Правительства Российской Федерации устанавливать обязательность заключения таких договоров с указанием видов грузов, их объемов и маршрутов перевозки;
- определить приоритет перевозок коксующихся углей перед другими энергетическими грузами, а в остальных энергетических грузах определить регионы, перевозки из которых будут иметь приоритет (сейчас по поручению Президента Российской Федерации приоритет имеют только перевозки из Кузбасса в объеме 53 млн тонн);
- закрепить порядок заключения долгосрочных договоров и их форму.

Представитель Минтранса России проинформировал присутствующих, что предлагаемые изменения вносятся в рамках исполнения поручений Президента и Председателя Правительства Российской Федерации.

Представитель ОАО «РЖД» сообщил позицию Компании, в частности, отметил необходимость установления приоритета перевозок грузов при заключении долгосрочных договоров на принципах «бери или плати».

В ходе обсуждения члены и эксперты Комитетов отметили, что поручения Президента Российской Федерации В.В.Путина и Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина направлены на обеспечение гарантий со стороны крупнейших грузоотправителей по предоставлению грузов для загрузки новых пропускных способностей инфраструктуры, создаваемых по проектам Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Вышеназванные поручения могут быть выполнены участниками перевозки на основании норм действующего законодательства (ст.10 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации) и пункта 6 «и» абзац 2 («перевозки грузов на основании отдельных решений Президента Российской Федерации») Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2003 г. №710.

В настоящий момент инфраструктура железнодорожного транспорта, особенно Восточного полигона, характеризуется недостаточными пропускными способностями. Риски недозагрузки инфраструктуры у ОАО «РЖД» отсутствуют. Маршруты характеризуются высокой степенью грузонапряженности. Таким образом, отсутствует необходимость гарантировать загрузку создаваемой инфраструктуры.

Одновременно с этим участники заседания высказали ряд вопросов к представленным документам и отметили риски в случае их принятия в представленной редакции:
1) Действующее законодательство позволяет заключать долгосрочные договоры и устанавливать взаимную ответственность в них, в том числе, «бери или плати», а ОАО «РЖД» в рамках тарифного коридора и путем предоставления дополнительных сервисов может стимулировать грузоотправителей к их заключению. Оплата железнодорожных перевозок в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта осуществляется до начала перевозки, т.е. действует предоплата. Таким образом, возникает вопрос об избыточности предлагаемых законодательных норм.
2) Риск роста стоимости продукции промышленности и оттока инвестиций в промышленность.
Грузоотправители будут вынуждены привлекать дополнительное финансирование для внесения предоплаты на перевозку по долгосрочным договорам, что приведет к необходимости привлечения заемных средств и скажется на конечной стоимости продукции.
Долгосрочные договоры на условиях «бери или плати» могут отражаться в отчетности грузоотправителей как дополнительные обязательства, увеличивать долговую нагрузку и сокращать доступные кредитные средства, которые предприятия могли бы направить на финансирование инвестиций в развитие производства и технологий, созданий новых продуктов.

3) Баланс ответственности участников перевозки смещен в сторону грузоотправителей.
На грузоотправителей накладывается бо́льшая ответственность по сравнению с перевозчиком, например: ОАО «РЖД» имеет право не возвращать предоплату грузоотправителю в случае введения ограничений погрузки/перевозки, в том числе по вине третьих лиц (не по вине грузоотправителя/перевозчика); при обязательстве грузоотправителя оплатить стоимость перевозки в случае непредъявления груза, ОАО «РЖД» при невозможности вывезти груз должно просто возвратить полученную предоплату.

4) Риск дискриминации ряда отраслей промышленности и отдельных регионов, грузоотправители которых осуществляют перевозки грузов по дефицитной инфраструктуре и не обладают приоритетом перевозок по Восточному полигону в рамках долгосрочных договоров.

5) Риск избыточной компенсации расходов ОАО «РЖД» на строительство инфраструктуры.
В случае одностороннего расторжения долгосрочного договора грузоотправитель должен компенсировать ОАО «РЖД» затраты на строительство инфраструктуры (при включении обязанности ОАО «РЖД» по ее развитию в договор). При этом проекты документов не определяют в каком объеме осуществляется такая компенсация. Также не определено будет ли и в каком объеме осуществляться возврат полученных от грузоотправителя средств, если ОАО «РЖД» использует эту инфраструктуру для перевозки других грузов.

6) Не определен механизм принятия ОАО «РЖД» решения о заключении или отказе в заключении долгосрочных договоров.
В проекте не установлено кто имеет право на заключение долгосрочных договоров – любые грузоотправители или только указанные в отдельном поручении Правительства Российской Федерации. Как будет реализовываться принцип публичности перевозки, если все крупные грузоотправители обратятся за заключением договоров.

7) Правовые риски. Тексты законопроекта и проекта поправок к Правилам недискриминационного доступа содержат противоречия и несоответствия действующему законодательству. Ряд норм носят неопределенный характер. Статьи законопроекта можно трактовать таким образом, что решения о заключении договоров с грузоотправителями принимает Правительство Российской Федерации, что ведет к изменению договорного режима перевозки и нарушает принцип свободы договора в сфере грузовых перевозок. В нормах закона отсутствует определенность по существенным условиям договоров и сохранению единой тарифной системы. Предусмотрено удержание перевозчиком платы за невыполненные работы, что содержит состав неосновательного обогащения. К Правилам недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре общего пользования прилагается порядок заключения договоров с грузоотправителями и примерная форма указанного договора, причем содержащая отсылки к ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» и прочее.

По итогам совместного заседания Комитетов было решено не поддерживать предлагаемую нормативную конструкцию долгосрочных договоров на условиях «бери или плати», подготовить проект заключения Совета потребителей по представленным законопроектам и вынести его на голосование членов Совета потребителей.
3632

Все теги

РЖД тарифы Трансконтейнер ФАС открытое министерство ФГК грузы вагоны локомотивы инвестпрограмма